Черепаха черепахе учитель

31 марта 2010 года, 18:22
Черепаха черепахе учитель

Группа ученых под руководством когнитивного биолога Анны Уилкинсон (Anna Wilkinson) из университета Вены (University of Vienna), Австрия, выяснили, что черепахи, хотя и не склонны к проживанию в стае и редко встречают друг друга в естественной среде, умеют перенимать друг у друга навыки, сообщает Science News. Результаты исследования были опубликованы в журнале Biology Letters.

В природных условиях угольные черепахи живут типично одинокой жизнью, лишенные даже родительской заботы. Но в лаборатории при решении задач они могут улавливать подсказки, наблюдая за более умелыми черепахами, как рассказала руководительница исследования. «Это первое свидетельство социального обучения у рептилий», – отметила она. Это также первое свидетельство того, что несоциальные животные могут наблюдать за соседями и затем выполнять задачу, которую ранее они не смогли разрешить самостоятельно.

У млекопитающих, птиц и насекомых, способность к обучению через наблюдение за соседом проявляется у тех, кто живет группами, например, у шимпанзе и пчел. Поэтому ученые обычно связывают социальное обучение с социальным образом жизни. Как рассказал Беннет Г. Галеф (Bennett G. Galef) из университета МакМастер (McMaster University) в Канаде, возможно, что социальное обучение у социальных и несоциальных видов имеет интересные различия, а в этом случае это было бы интересно исследовать.

Впрочем, временами и куда более социальные животные, чем черепахи, прекращают общение, причем по вине человека.  Группа исследователей из университета Ньюкасла (Newcastle University), Великобритания, считают, что плавание людей с дельфинами мешает последним общаться, отдыхать, кормиться и воспитывать детей. Наблюдения в течение нескольких месяцев за популяцией дельфинов показали, что время, которое дельфины тратят на отдых, уменьшилось с 38% общего времени до 10%, время кормления – с 19% до 10, а количество времени, которое дельфины тратили на общение с другими дельфинами, снизилось с 10% до 4%.