Нет худа без добра

24 марта 2010 года, 11:14
Нет худа без добра

Группа ученых из разных университетов, под руководством палеобиолога Джессики Уайтсайд (Jessica Whiteside) из Браунского университета (Brown University), США, объяснили причину вымирания динозавров в конце триасового периода. Результаты их работы были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Ученые реконструировали состояние климата на стыке триасового и юрского периодов, сопоставляя данные останков, свидетельствующие о вымирании растительных и животных видов с данными о количестве углекислого газа. О состоянии атмосферы они судили по следам древних листьев и деревьев в осадочных породах, смешанных с базальтовыми породами вулканического происхождения.

Используя эти данные, исследователи подтверждили гипотезу о том, что многочисленные извержения вулканов в то время привели к выбросу углекислого и других парниковых газов в атмосферу. Результатом этой планетарной катастрофы стало исчезновение половины видов растений и конец триасового периода. Это вымирание – одно из 5 великих массовых вымираний в истории Земли.

Ученые также установили с помощью останков, что резкое увеличение количества газов в атмосфере убило круротарзанов (crurotarsans), которые были сильными конкурентами ранним видам динозавров в триасовый период. Благодаря климатической катастрофе эти динозавры, еще только появившиеся, маленькие освободились от давления со стороны других видов. Это позволило им занять доминирующее положение в животном мире.