Расшифрован ДНК опоссума

10 мая 2007 года, 11:44

Фото: Paul Samollow, Southwest Foundation for Biomedical Research, San AntonioУченые Института Броада (Broad Institute of MIT and Harvard in Cambridge, Massachusetts), США, созданного для проведения совместных исследований в области генной инженерии Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом, впервые расшифровали ДНК одного из сумчатых, короткохвостого опоссума Monodelphis domestica. Об этом сообщает сайт института. С деталями исследования можно ознакомиться в журналах Nature и Genome Research.

Эти хищники, самые маленькие из опоссумов, живут в Южной Америке - в Боливии, Бразилии и Парагвае. Длина тела зверьков – 7-12 см, такую же длину имеет безволосый хвост, при помощи которого опоссум может переносить с места на место пищу и материалы для строительства гнезда.

Как оказалось, ДНК короткохвостого опоссума содержит информацию о примерно 18-20 тыс. генов (у человека, по разным оценкам, число генов - от 30 до 50 тыс.). Молекула ДНК животного состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных одна вокруг другой в спираль – точно так же, как и молекула человека. Как и у человека, цепи построены из большого числа мономеров нуклеотидов, специфичность которых определяется одним из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин.

Отличия заключаются в том, что ДНК опоссума, по сравнению с той, которую имеет человек, содержит меньше хромосом (9 пар по сравнению с человеческими 23 парами), однако имеет большую длину - примерно 3,4 млрд пар белковых оснований по сравнению с 3 млрд пар, которые есть у человека.

Сумчатые млекопитающие, в том числе кенгуру и опоссумы, по строению ДНК похожи на обычных млекопитающих, в том числе на человека, подчеркивают в Институте Броада. Основное отличие состоит в последовательности молекул в рамках цепи. В целом, лишь пятая часть генома человека была сформирована после того, как произошло выделение млекопитающих как отдельного класса, то есть в последние 180 млн лет.

Опоссумы часто используются в лабораториях в качестве «экспериментальной модели» при исследовании генетических заболеваний, в том числе онкологических и неврологических болезней, поскольку обладают небольшими размерами, легко скрещиваются и размножаются. Расшифровка генома опоссума приблизит решение многих проблем в этих областях и даст новые знания в рамках теории происхождения видов.