NASA обнаружила самую жаркую планету

10 мая 2007 года, 09:34

Американские ученые обнаружили самую жаркую планету и сделали для другой планеты первую карту температур, сообщает NASA.

С помощью космического телескопа Спитцера (NASA's Spitzer Space Telescope), входящего в систему NASA, астрономы определили температуру на двух далеких планетах. Одна группа астрономов использовала инфракрасный телескоп, чтобы создать карту температур на поверхности газовой планеты-гиганта HD 189733b. Другая группа установила, что газовая планета HD 149026b - самая жаркая из всех обнаруженных экзопланет. Оба открытия опубликованы в журнале Nature за 9 мая.

Экзопланета – планета, находящаяся за пределами Солнечной системы (греческая приставка «экзо» означает «вне», «снаружи»). Иначе она называется «внесолнечной» (extra solar planet). В настоящий момнт известно 209 экзопланет.

"Мы создали карту температурных колебаний по долготе для всей поверхности планеты, расположенной так далеко, что ее свет достигает нас только через 60 лет", - говорит Хезер Кнутсон (Heather Knutson) из Гарвард-Смитсоновского Центра астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics in Cambridge, Mass.), США, сделавший описание HD 189733b.

Около 50 из более чем 200 известных экзопланет являются "горячими Юпитерами". Телескопы, работающие с видимой частью спектра, могут обнаружить эти странные миры и определить некоторые характеристики, такие как, например, их размеры и орбиты. Но об их атмосферах и облике обнаруживаемых планет известно не многое.

С 2005 года, когда появился телескоп Спицера, исследования атмосфер экзопланет получили новый толчок благодаря анализу их инфракрасного излучения или тепла. В одном из новых исследований при помощи телескопа Спитцера ученые наблюдали в инфракрасном свете за планетой HD 189733b, расположенной в 60 световых годах от Солнечной системы в созвездии Лисичка (Vulpecula).

HD 189733b является наиболее близкой известной транзитной планетой. Это означает, что он проходит спереди, когда его звезд видна с Земли. Он делает оборот вокруг своей звезды каждые 2,2 дня.

Второе исследование при помощи телескопа Спитцера сделала команда астрономов под руководством Джозефа Харрингтона (Joseph Harrington) из университета Центральной Флориды в Орландо (University of Central Florida in Orlando), США. Они обнаружили, что HD 149026b имеет температуру поверхности 3700'F, что даже горячее, чем некоторые звезды с низкой массой.

Телескоп Спитцера позволил вычислить температуру этой транзитной планеты благодаря снижению инфракрасного излучения, которое происходит, когда планета заходит за свою звезду. По словам господина Харрингтона, из-за того что эта планета очень горячая, астрономы считают, что ее тепло не распространяется вокруг. Они полагают, что разница температур между дневной и ночной стороной планеты велика.

Это самая маленькая и самая плотная известная транзитная планета размера, аналогичного Сатурну, с ядром, в 70-90 раз превышающим массу Земли. Она обращается вокруг своего солнца с периодом 2,9 дней. По мнению доктора Харрингтона и его группы, поверхность планеты практически не отражает звездный свет, вместо этого поглощает все тепло в свое огненное тело. Это означает, что HD 149026b может быть не только самой горячей, но и самой черной планетой из всех известных.

"Эта планета находится за пределами шкалы температур, которую мы считали допустимой для планет", - говорит Дрейк Деминг (Drake Deming), соавтор описания планеты, работающий в Центре космических полетов NASA, Гринбелт, штат Мэриленд (NASA's Goddard Space Flight Center, Greenbelt, Md), США.