Все свое ношу с собой

03 марта 2010 года, 02:53
Все свое ношу с собой

Роберт Шварц (Robert Schwartz), биомедик, профессор биологии и биохимии, глава Центра генорегулирования и молекулярной терапии (Center for Gene Regulation and Molecular Therapeutics) из университета Хьюстона (University of Houston), США, исследуя стволовые клетки, объявил о революционных результатах в работе над стволовыми клетками, полученными с кожи. Об этом сообщает пресс-центр Хьюстонского университета. Джон Биер (John Bear), коллега Роберта Шварца по университету Хьюстона, директор колледжа естественных наук и математики, уверен, что работа последнего спасет множество жизней и выведет университет к международному признанию.

Кроме университета Хьюстона, профессор Шварц работает в госпитале Св. Луки медицинского центра Техаса (Texas Medical Center), там он ведет исследования по конструированию стволовых клеток (stem cell engineering).

Суть открытия заключается в следующем. Роберт Шварц изобрел метод по превращению обычных стволовых клеток кожи в клетки сердечной ткани. Полученные клетки идентичны эмбриональным и могут быть превращены в сердечные ранней стадии развития. Имплантированные в человеческий организм, они могут развиться в полноценную бьющуюся сердечную ткань и вылечить последствия инфарктов. Клинические испытания перепрограммированных стволовых клеток на настоящих пациентах-сердечниках могут начаться через 1-2 года.

Новый метод доктора Шварца может дать ошеломляющие результаты при восстановлении других типов тканей человеческого тела и, таким образом, перевернуть наше представление о лечении многих болезней. К примеру, можно будет вырастить новые клетки мозга, что спасет больных болезнью Альцгеймера или жертв сильных головных травм, или инсулин-производящие клетки, необходимые диабетикам. Создание новой почечной, легочной или печеночной тканей также возможно, вплоть до теоретической возможности вырастить целиком новое сердце или любой другой орган. Роберт Шварц и его коллеги работают, в частности, над превращением новополученных стволовых клеток в клетки мышечной ткани для лечения мышечной дистрофии.

Американские ученые из Хьюстона – не первые, кто работает над преобразованием клеток кожи в эмбриональные клетки. В июне 2007 года сразу три группы специалистов, – из Уайтхэдского института биомедицинских исследований (Whitehead Institute for Biomedical Research), Гарвардского института стволовых клеток (Harvard Stem Cell Institute), США, и Университета Киото (Kyoto University), Япония, – в одно и то же время разработали способ получения стволовых эмбриональных клеток из кожи.

Они использовали клетки кожи – фибробласты. Во время опытов с мышами при помощи генетических манипуляций ученым удалось получить из фибробластов клетки,  идентичные эмбриональным. В дальнейшем их можно превращать в любой тип ткани. Однако тогда у ученых даже не было представления о том, сколько времени потребуется для адаптации этой техники для работы с человеческими клетками.

«Вокруг Света»» рассказывал также ранее, что ученые из университета Висконсина (University of Wisconsin), США, также нашли способ превращения клеток кожи человека в стволовые клетки без использования вирусов или экзотических генов. Исследователи применили плазмид – кольцевую молекулу ДНК, которая несет в себе гены, необходимые для трансформации клетки кожи в стволовую клетку. Через определенное время плазмид бесследно исчезает из клеточной популяции естественным образом.

А в конце мая сотрудники Университетского колледжа Лондона (University College London), Великобританиясоздали стволовые клетки, которые находят клетки раковых опухолей и доставляют в них антираковые белки. Стволовые клетки были модифицированы таким образом, что стали способны выделять белок под названием TRAIL (TNF-related apoptosis-inducing ligand), который вызывает смерть исключительно раковых клеток, но не затрагивает здоровые.

Напомним, что стволовые клетки – это первичные, неспециализированные клетки, способные образовывать любую из 350 тканей организма. У взрослого человека стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и в небольших количествах во всех органах и тканях. При нарушении в работе какого-либо органа, они находят зону повреждения и восполняют утраченную функцию. Это свойство стволовых клеток делает их основным объектом исследования регенеративной медицины.

Просмотров: 2079