Быть листом или не быть вообще

28 декабря 2006 года, 10:47

Насекомые применяли камуфляж миллионы лет назад, и со времени эоцена стратегия мимикрии практически не изменилась. Такое открытие удалось сделать благодаря новой находке германских исследователей. Как сообщает Lifescience, ученые Палеонтологического института города Бона извлекли из-под земли окаменелое насекомое, крылья которого имитировали листовые пластины. Древний вид, названный Eophyllium messelensis, обнаружен в мировой сокровищнице окаменелостей - германском карьере Мессель.

Возраст новой находки составляет не менее 47 млн лет. Имея 6 см в длину, насекомое обладает такими физическими характеристиками, которые делают его похожими на пучок листьев деревьев, произраставших в этой местности в период эоцена: мирта, люцерны или лавра. Формой и размерами  похоже на использующих камуфляж современных насекомых и имеет такие же листовидные отростки на брюшке.

В течение дня прячась от хищников, листовидное насекомое может оставаться недвижимым долгое время. Оно вбирает голову в тело, чтобы увеличить сходство с листом. Судя по положению находки, ископаемое насекомое поступало точно также, так как его передние лапки были изогнуты и образовали выемку, куда могла быть помещена голова. Кстати, в ночное время - в пору активности - листовидные насекомые ведут себя иначе: они раскачиваются и планируют, как лист на ветру.

Мимикрия, или мастерство маскировки, помогает выживать не одной тысяче видов насекомых. Используя ее, насекомые своей формой, окраской и поведением копируют более агрессивные виды (например, многие мухи притворяются пчелами или осами) или подражают какому-либо неодушевленному предмету: листьям, веточкам, семенам растений и даже, как многочисленные виды жуков, экскрементам животных. В подражании листьям наибольшего мастерства в современном мире достигли индийские бабочки-листовидки из рода Calimma. Они не только в совершенстве копируют форму и структуру листовой пластинки, но еще и воспроизводят рисунок плесени, которая развивается на гниющих растительных остатках.

Интересно, что одной из самых действенных стратегий мимикрии является "антимимикрия". Это полная утрата насекомого сходства с одушевленным объектом и вообще с чем-либо определенным. Так, к примеру, маскируются некоторые клопы, формы частей тела которых настолько нетипичны для живых существ, что они выглядят совершенно "неклоповидными". А вот многочисленные тараканы, кузнечики и пауки часто применяют расчленяющую окраску, неправильные очертания полос и пятен которой как бы разрывают его тело, помогая насекомому полнее сливаться с фоном и отпугивая потенциальных хищников.

Кроме насекомых, мимикрию используют растения и животные.