Марсианские ветры

11 февраля 2010 года, 11:39
Марсианские ветры

Группа ученых под руководством Джаспера Кока (Jasper Kok) из Национального центра исследований атмосферы (National Center for Atmospheric Research) в Болдере, США, выяснила, что пескам на Марсе достаточно легкого ветерка, чтобы начать движение, сообщает ScienceNews. Результаты исследования будут опубликованы в журнале «Physical Review Letters».

Поверхность Марса приняла текущий вид благодаря ветру в ходе процесса, известного как сальтация. Однако многочисленные симуляции и измерения силы ветра показали, что ветер на Марсе, похоже, никогда не дул настолько сильно, чтобы оторвать песок от поверхности планеты. Ученые предполагают, что движение песка происходит там по принципу бильярдных шаров – стоит толкнуть одну песчинку, как она в свою очередь толкает другую, после чего действие распространяется, так что достаточно небольшого толчка, чтобы начать процесс.

Доктор Кок изменил модель, прежде применявшуюся для геологических процессов на Земле, под марсианские условия и симулировал процесс «забрызгивания», при котором каждая из взлетевших песчинок заставляла взлететь хотя бы еще одну. По словам ученого, из-за того что гравитация и плотность воздуха на Марсе меньше, чем на Земле, даже небольшой порыв ветра заставляет песчинки взлетать вплоть до метра от поверхности. Ученые считают, что подобное открытие позволить понять многое о Марсе, что до сих пор оставалось для них загадкой.

Особенности поверхности Марса однажды вызвали ажиотаж и заставили многих поверить в наличие цивилизации на планете. Это произошло, когда NASA опубликовало фотографию с пятном на песке, напоминающим лежащее бревно. Возникло немедленно множество теорий о природе попавшего под объектив объекта – от дерева до огромной льдины. Однако доктор Джим Белл (Jim Bell), адъюнкт-профессор астрономии в Корнелльском университете (Cornell University) и ведущий ученый по камерам в проекте развития Rover'а, сообщил, что, «к сожалению» на снимке нет ничего деревянного, добавив: «Я говорю "к сожалению", потому что лично я считаю, что было бы потрясающе найти деревянные доски на Марсе. Тем не менее, в данном случае это лишь результат игры света и выбранного угла съемки. То, что вы видите, это большой плоский слоистый насыщенный серой камень, вышедший на поверхность...».