Крачка-путешественница

12 января 2010 года, 12:36
Крачка-путешественница

Интернациональная группа ученых проследила полет арктических крачек от одного полюса до другого с помощью электронных датчиков. Птицы проделали круговое путешествие, пролетев 70 тыс. км, сообщает BBC News. Результаты наблюдений были опубликованы в журнале PNAS.

Исследование показало, что вниз птицы летят либо вдоль африканского побережья, либо вдоль побережья Бразилии, но возвращаются они буквой «S», пролетая над серединой Атлантического океана. Как рассказал Карстен Егеванг из Гренландского института природных ресурсов (Greenland Institute of Natural Resources), ученые уже ранее знали благодаря кольцам на лапах, что арктические крачки склонны к путешествиям, однако теперь у ученых появилась возможность полностью отслеживать весь годовой цикл миграций и фиксировать все пути, которыми крачки путешествуют от гнездовья до места зимовки и обратно.

Известно, что многие птицы, например, альбатросы, веретенники и серые буревестники, покрывают большие расстояния, однако ничье путешествие не может сравниться с полетами крачки. Птица весом около 100 гр. вылетает в августе-сентябре, проводит 4-5 месяцев на юге и возвращается домой в мае-июне. Ученые прикрепили к птицам крошечные электронные датчики, фиксирующие интенсивность света, что позволяет определить местную длину дня и время рассвета и заката, что в свою очередь позволяет определить географическое место расположения птицы.

Кстати, несколько лет назад ученые наконец-то смогли выяснить, каким образом птицы определяют, где они находятся, во время миграций. Оказалось, что птицы удерживают направление в полете на дальние расстояния с помощью сенсоров клюва. Исследовав домашнего голубя, немецкие ученые нашли в полоске кожи верхней части его клюва крошечные кристаллы оксида железа, которые помогают пернатым считывать магнитное поле Земли. Птицы чувствуют магнитное поле земли независимо от их движения и положения и это помогает им идентифицировать их географическое местонахождение.