Репортаж с МКС

02 мая 2007 года, 16:45

Прошлая неделя стала первой в работе 15-ой космической экспедиции на Международной космической станции (МКС), сообщает NASA в своем пресс-релизе. Новая экспедиция прибыла на МКС рано утром 10 апреля.  В ходе 15-ой экспедиции планируется выполнить более трехсот научных экспериментов. В программе работ три выхода в открытый космос. Следующий старт к МКС намечен на 12 мая, на орбиту отправится грузовой корабль "Прогресс".

Напомним, предыдущая 14-ая космическая экспедиция вернулась на Землю 21 апреля. В состав экспедиции входили Майкл Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria) и Михаил Тюрин. Вместе с ними вернулся и пятый космический турист Чарльз Симони (Charles Simonyi), пробывший на МКС две недели.

Большую часть времени в первую неделю команда посвятила проверке работы оборудования станции, а также необходимого ремонта систем жизнеобеспечения.

В состав новой миссии входят россияне бортинженер «Союза» и командир МКС Федор Юрчихин, а также командир «Союза» и бортинженер МКС Олег Котов и американский астронавт Сунита Уильямс (Sunita Williams), входившая в состав предыдущей 14-ой космической экспедиции. Олег Котов стал сотым космонавтом СССР и России, сообщает РИА «Новости».

В течение первой недели космонавты провели несколько тренингов по навыкам оказания медицинской помощи и действий в нештатных аварийных ситуациях. Кроме того, космонавты Юрчихин и Котов регулярно изучают операционные системы МКС. В этом им помогает Сунита Уильямс. Ее возвращение запланировано на июнь этого года в ходе миссии STS-117 (шаттл «Атлантис», Atlantis). Тогда же на МКС прилетит новый астронавт, Клэй Андерсон (Clay Anderson). Ранее обмен планировалось провести в рамках миссии STS-118, запуск которой был запланирован на 8 августа этого года.

Суннита Уильямс станет первой женщиной, пробывшей в космосе столько времени. Напомним, что она отправилась на станцию 9 декабря прошлого года во время полета шаттла «Дискавери» (Discovery). В свободное от работы время госпожа Уильмс провела ряд дополнительных тестов по изучению поведения жидкости в капиллярах. Результаты этих экспериментов могут помочь в создании систем транспортировки жидкостей в космических кораблях будущего.

А 23 апреля она подключила фотокамеру высокого разрешения EarthKAM, которая установлена у одного из иллюминаторов МКС, в рамках образовательной программы NASA. Фотографии доступны всем школьникам на сайте Earthcam.

Кроме того, в пятницу, 27 апреля, Сунита Уильямс провела серию тестовых запусков спутников SPHERES (Synchronized Position Hold, Engage, Reorient, Experimental Satellites). На этих спутниках испытываются технологии синхронизации группового движения и взаимодействия спутников в космическом пространстве. В рамках проекта планируется выработать технологии обслуживания и ремонта космических кораблей на орбите, а также использования спутников в различных целях, включающих телекоммуникации и съемку поверхности Земли. Работа над проектом началась в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology) 9 лет назад.