Ученый или шарлатан?

17 декабря 2009 года, 11:40
Ученый или шарлатан?

В ходе общего собрания российской академии наук (РАН), которое завершилось вчера в Москве, ученые Отделения физических наук РАН выступили с обращением к своим коллегам, в котором обсуждали ситуацию, сложившуюся вокруг имени Виктора Петрика, действительного члена Российской академии естественных наук, которого обвиняют в шарлатанстве и антинаучной деятельности, сообщает Российская газета. Обращение физиков зачитал академик Владимир Захаров. Выступление ученых стало ответом на открытое письмо членов «Клуба научных журналистов», которые призвали РАН дать оценку деятельности Петрика и реакции на нее ряда академиков во главе с вице-президентом РАН С.М. Алдошиным. Среди подписавших письмо трое сотрудников «Вокруг Света».

В заявлении Отделения физических наук утверждается, что Петрик – антиученый. «Председатель Комиссии по лженауке РАН академик Кругляков детально ознакомился с деятельностью Петрика и пришел к выводу, что это комбинация из присвоенных результатов других ученых и откровенного шарлатанства, — говорится в заявлении, — Петрик активно занимается самопиаром, а тем, кто ему отказывается помогать, угрожает. Так, он угрожал физической расправой академику Евгению Борисовичу Александрову, о чем ученый информировал президента РАН. Деятельность Петрика только разворачивается. Он стремится взять под контроль огромную по масштабам финансирования государственную программу "Чистая вода"».

В июне этого года несколько ученых, действительных членов РАН, выступили в документальном фильме, снятом компанией НТВ, где восхваляли деятельность Виктора Петрика, называли его открытия «гениальными», сравнивали его с Эдисоном, призывали немедленно их внедрять, а самому Петрику поставить памятник при жизни. Президент РАН Юрий Осипов призвал ученых, которые положительно оценивают деятельность Петрика и ученых из Отделения физических наук совместно обсудить создавшуюся ситуацию и вынести экспертное заключение. Это заключение будет передано в Государственную Думу, которая обратилась в РАН с просьбой оценить работу Петрика.

Подробнее о «деле Петрика» читайте в обзорной статье на нашем сайте.