Массу живых клеток посчитали

28 апреля 2007 года, 17:40

кремневая пластинка с микроканалом, фото с сайта www.mit.eduСпециалисты из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), США, разработали метод, с помощью которого можно определить сверхточную массу живых клеток и бактерий, сообщает институт.

Обычно массу частиц измеряют с помощью миниатюрной кремневой пластинки, которая совершает постоянные колебания с определенной частотой. Как только на нее попадает клетка, частота вибрации становится более медленной. По тому, насколько снижается частота, можно судить о массе предмета. Таким способом удалось взвесить предметы массой 7 цептограммов (10-21 г). Однако точные измерения производятся только в вакууме, поскольку вязкость жидкости нарушает резонансные условия и тем самым понижает точность. В вакууме же клетки погибают.

Специалисты института решили эту проблему, пропустив поток жидкости с образцами живых клеток по специальному микроканалу внутри пластинки. Таким образом, бактерии или клетки остаются в живых, и можно измерить их массу. Разработанный способ позволяет определять массу наночастиц весом менее фемтограмма (10-15г).

Исследователи надеются, что они смогут не только взвешивать частицы и клетки, но и различать их. К примеру, по массе легко выделяются клетки имунной системы CD4, количество которых падает при развитии ВИЧ-инфекции. Такой подход даст возможность наладить выпуск недорогого и простого в использовании соответствующего диагностического оборудования.