Ген здравого ума и трезвой памяти

27 декабря 2006 года, 12:54

В поисках секрета долголетия группа ученых из Медицинского колледже им. Эйншейна, Нью-Йорк (Albert Einstein College of Medicine in New York), США, совершила революционное открытие. Как сообщает ВВС со ссылкой на американский журнал Neurology, Нир Барзилиа (Nir Barzilia) и его коллеги открыли особую генную мутацию, которая позволяет людям дожить до ста лет.

В исследовании принимала участие группа пожилых ашкеназских евреев из примерно 300 человек. Ядро испытуемых составило объединение патриархов – 158 человек в возрасте от 95 лет. Проанализировав максимальное количество абсолютно разноплановой информации о подопытных, ученые не нашли между ними ничего общего и пришли к выводу, что в их долгожительстве виновата генетика. Позднее у четверти членов этой группы обнаружилась ярко выраженная мутация, так называемый ген долголетия.

Изучение ашкеназских евреев дало еще один, совершенно неожиданный результат. Так, собирая информацию об участниках эксперимента, специалисты заметили, что многие из них демонстрируют удивительные для пожилого возраста способности к запоминанию и концентрации внимания. Сравнив эти данные с позднее полученными, сотрудники Медицинского колледже им. Эйншейна пришли к выводу, что это также связано с открытой ими генной мутации.

Механизм этого явления таков, что препятствует увеличению уровня "плохого" холестерина, который формирует бляшки и закупоривает сосуды, и, напротив, повышает количество холестерина "хорошего". Таким образом, в организме сохраняется хороший кровоток, и как следствие – отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний и хорошее снабжение кислородом и другими полезными веществами клеток мозга. Именно поэтому долгожители не только смогли достичь столь почтенного возраста, но и сохранили трезвость рассудка и остроту мысли.

Специалисты считают это открытие крайне перспективным, поскольку при детальном изучении гена долголетия существует возможность повторить его особенности в медицинском препарате, который и станет эликсиром молодости. Кроме того, доктор Барзилиа уверен, что ген способен предотвращать такой тяжелый недуг, как болезнь Альцгеймера. Кроме того, сейчас ученые экспериментируют с другими генами, в частности, с геном SIR2, который угнетает работу генов старения. Вполне возможно, что совокупный итог этих работ позволить продлить человеку полноценную жизнь.

Сейчас только один человек из 10 тысяч доживает до ста лет. Среди известных долгожителей – американка Элизабет Болден, дожившая до 116 лет и умершая 12 декабря этого года. Чуть раньше, в августе, отошла в мир иной ее ровесница из Эквадора, Мария Эстер де Каповиллья. Сейчас титул самого старого человека на земле официально перешел к 115-летнему пуэрториканцу Эмилиано Меркадо дель Торо. В России долгожители сосредотачиваются на двух территориях: на Кавказе и в Якутии, на полюсе холода Оймякон, один из якутов прожил 117 лет. Вероятно, на состоянии организма сказывается также благотворное влияние горного воздуха в одном случае и холода -- в другом.