Робот из пыли

19 апреля 2007 года, 14:14

Группа шотландских ученых из университета Глазго (University of Glasgow), Великобритания, под руководством Джона Баркера (Dr John Barker), профессора Центра исследований в области наноэлектроники (Nanoelectronics Research Centre), представила новую разработку – "умную пыль", которую можно будет использовать для космических исследований. Как сообщает ВВС, презентация "пыли" состоялась на ежегодном заседании Национальной ассоциации астрономов (National Astronomy Meeting).

"Умная пыль" – не более чем привлекательная фигура речи. В реальности know how представляет собой компьютерный чип радиусом не более 1 мм, покрытый пластиковой оболочкой. Устройство сможет менять свою форму при подаче электрического импульса и таким образом двигаться в направлении, определенном оператором. Оно передвигается по воздуху, используя воздушные потоки, как пыль, или в вакууме. Посылая таких мини-исследователей на другие планеты, ученые надеются собрать информацию об иных мирах.

Ученые из Глазго говорят, что "пыль" можно помещать в носовую часть космических зондов и выпускать в атмосфере других планет. Кроме того, планируется создавать из пылинок целые рои. При этом отдельные частицы будут держать связь не только с Землей, но и между собой, двигаясь в едином направлении и отсылая оператору коллективный сигнал.

В аппарате объемом несколько кубических сантиметров умещаются датчики, источники энергии, устройства цифровой связи и сетевые ячейки. Шотландским специалистам удалось объединить вместе 50 "пылинок".

Следует отметить, что заявленное группой Джона Баркера использование мини-чипов для космических исследований пока остается под вопросом. Устройствам будут необходимы специальные сенсоры, которые нужно вмонтировать в "пылинку", однако ныне существующие устройства подобного назначения слишком громоздки.

Впрочем, ученые надеются, что в ближайшие 10 лет проблема будет решена и "умная пыль" отправится в полет к звездам. Сейчас ей найдется применение на Земле: крошечные устройства будут внедрять в цементные опоры разных сооружений, чтобы получать информацию об их состоянии и своевременно узнавать об угрозе обрушения.

Любопытно, что сама идея "умной пыли" задолго до ее фактического появления была описана в фантастической литературе. Самым известным таким произведением является повесть Станислава Лема "Непобедимый", в которой описана планета, населенная крошечными и очень агрессивными роботами. По задумке писателя, они были способны объединяться в стаи и лишать памяти людей и компьютеры.