Тундровому гусю приказали долго жить

19 апреля 2007 года, 13:54

Экологи из Камчатской лиги независимых экспертов заявили о необходимости запрещения охоты на тундрового гуся-гуменника, сообщает ИА Regnum. Ранее разрешение на отстрел этого вида подписал губернатор Камчатской области Михаил Машковцев.

Накануне Нового года глава региона выпустил постановление, запрещающее охоту на некоторые разновидности птиц, среди которых был и гуменник. Сейчас, под давлением Россельхознадзора, он изменил свое решение. 13 апреля опубликован новый приказ, разрешающий охоту на тундрового гуся и снимающий административную ответственность за убийство этого животного.

Между тем, гуменник занесен в Красную Книгу Камчатки, Красную Книгу Северо-Востока России, а также охраняется положениями двухсторонних соглашений России с США, Японией, Южной Кореей, КНДР и Индией об охране мигрирующих птиц. Специалисты полагают, что решение камчатского губернатора может свести на нет все попытки ученых спасти редкого гуся от вымирания.

Сейчас в мире насчитывается 70 тыс. восточно-сибирских тундровых гусей. Гуменник (лат. Anser fabalis) напоминает серого гуся, но голова и шея у него темные, спина и надхвостье темно-бурые, клюв черный с оранжевой поперечной полосой, лапы оранжево-розовые. Различают, кроме того, таежного гуменника и короткоклювого гуменника.

В настоящее время популяция тундрового гуся находится под угрозой. Количество особей сокращается по многим причинам, среди которых разработка месторождений золота на Камчатке, возросшая посещаемость мест гнездования птиц в период высиживания птенцов, езда на моторных лодках, браконьерство, в том числе в период линьки птиц, а также ведущаяся в ареале обитания гуменника геологоразведка и нефтедобыча. Птицы гибнут не только у себя на родине, но и в период зимовки в Китае, Индии  и других азиатских странах.

В конце 90-х годов прошлого века угроза исчезновения популяции тундрового гуся была официально признана. В1997-1998 годах в ряде регионов Красноярского края на этих птиц была закрыта весенняя охота. Однако браконьерский отстрел гусей до сих пор продолжается, в год уничтожается до 1000 особей.