У древних деревьев не было листьев

19 апреля 2007 года, 13:00

Ученые из университета Кардиффа (Cardiff University), Великобритания, вместе с коллегами из США установили, что у самый древних деревьев на земле не было листьев, сообщает Reuters. Их кроны, похожие на кроны современных пальм, представляли собой пучки веток с более мелкими веточками, как у хвоща.  Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Выводы ученых основаны на полностью сохранившихся окаменелых останках деревьев Wattieza, найденных несколько лет назад. Возраст находок составляет 385 млн лет, и ученые полагают, что это самое ранее свидетельство существования лесов.

До сих пор считалось, что самыми ранними были деревья Archaeopteris, они, хотя и были похожи на пальмы, имели настоящие листья. Наиболее древние их останки имеют возраст около 370 млн лет.

Части деревьев Wattieza были впервые найдены в 1870 году при работах в каменоломне в деревне Гильбоа (Gilboa), штат Нью-Йорк, США. Но кроны среди окаменелых останков отсутствовали. Часть кроны вместе со стволом удалось обнаружить только в 2004 году, через год после того, как была найдена окаменевшая часть ствола в 8,5 м. Соединенные вместе, они представляют дерево, похожее на современную пальму. Имея вместо листьев разветвляющиеся ветки, оно достигало 30 футов (9,14 м) в высоту и размножалось спорами.

Считается, что леса появились на Земле вскоре после того, как первые позвоночные, четвероногие амфибии, научились жить на суше. Ветки первых деревьев спускались до самой земли, тем самым предоставляя источник пищи и служа пристанищем для живых созданий.

По мнению одного из ученых, участвовавших в исследовании, британского специалиста Кристофера Берри (Christopher Berry), находки Wattieza позволяют воссоздать древние лесные экосистемы. Разлагаясь, ветки, в свою очередь, становились пищей для жуков, которые жили в нижних ярусах. Появление лесов уменьшило количество двуокиси углерода (СО2) в атмосферы Земли и охладило ее до нынешнего состояния, полагает ученый.

Между тем, до того как были восстановлены деревья Wattieza, существовала теория, что Archaeopteris, разрастаясь, поглощали столько углекислого газа, что в результате вызвали переохлаждение земной поверхности и наступление ледникового периода.