Искусственная сперма

Ученые из Университета Ньюкасла (Newcastle University) и Института стволовых клеток Северо-Восточной Англии (NorthEast England Stem Cell Institute), Великобритания, создали искусственную сперму человека из стволовых клеток.

Стволовые клетки были выделены из эмбрионов человека возрастом в несколько дней, оставшихся после экстракорпорального оплодотворения, сообщает BBC News. Некоторое время клетки хранились в емкостях с жидким водородом, после чего были нагреты до температуры человеческого тела и помещены в химический раствор, способствующий их росту.

Все стволовые клетки были снабжены генетическими маркерами, что позволило ученым идентифицировать и отделять зародышевые линии клеток. Клетки с хромосомами XY (мужские) в процессе мейоза (редукционного деления) преобразовались в сперматозоиды. А клетки с хромосомами XX (женские) развились только до стадии сперматогониев, после чего их рост прекратился.

Весь процесс создания искусственной спермы занимает от четырех до шести недель. Ученые говорят, что новая технология поможет понять, как формируется сперма в организме человека, и почему мужчины бывают бесплодными. Открытие также позволит разработать новые методики, благодаря которым бесплодные пары смогут иметь детей.

Напомним, что в 2007 году ученым из Университета Корнелла (Cornell University), США, в лабораторных условиях впервые удалось провести клонирование спермы. Здоровый мышиный сперматозоид был помещен в клетку, из которой был удален генетический материал, в результате чего образовался новый сперматозоид, идентичный по свойствам тому, оттуда была взята ДНК.

Эксперименты со сперматозоидами человека тогда не проводились, однако ученые предполагали, что технология будет идентичной. Клонирование спермы поможет стать отцами мужчинам с частичным секреторным бесплодием, при котором яички не вырабатывают достаточного для оплодотворения количества сперматозоидов.

Почти треть британских пар сегодня стоит перед угрозой бесплодия, причины – ожирение, курение и рост числа болезней, передающихся половым путем. По оценке Российской ассоциации репродукции человека, в России страдают бесплодием более 4 миллионов пар репродуктивного возраста или более 15% населения. В каждой 7-8 российской семье нет детей именно по этой причине. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире страдают бесплодием 60-80 миллионов человек.