Еще один источник стволовых клеток

18 июня 2009 года, 15:00
Еще один источник стволовых клеток

Человеческие ткани, обычно уничтожаемые после хирургических процедур, могут служить дополнительным источником стволовых клеток для регенеративной медицины. Об этом сообщает EurekAlert. Исследование, проведенное учеными из Центра исследования человеческого генома при Университете Сан-Паулу (University of São Paulo), Бразилия, впервые продемонстрировало, что фаллопиевы трубы изобилуют мезенхимными стволовыми клетками, которые могут перерождаться в любые клетки человеческого организма.

Предыдущие эксперименты показали, что мезенхимные стволовые клетки, полученные из пуповины, пульпы зубов и жировой ткани, способны образовывать мускульные, жировые, костные и хрящевые клетки. Поэтому поиск дополнительных источников плюрипотентных стволовых клеток в тканях, считающихся медицинским браком, вызывал у ученых большой интерес.

В ходе последней работы бразильские специалисты выделили мезенхимные стволовые клетки из фаллопиевых труб, которые были удалены в ходе разных гинекологических процедур у пациенток в репродуктивном возрасте (35-53 года). Все эти женщины не проходили гормонального лечения в течение как минимум трех месяцев до операции.

Как обнаружили ученые, мезенхимные стволовые клетки из фаллопиевых труб очень легко отделяются, после чего выращиваются в пробирке и превращаются в мускульные, жировые, хрящевые и костные клетки. Их клеточные хромосомы не имеют никаких отклонений, что подтверждает хромосомную стабильность. Таким образом, стволовые клетки из фрагментов человеческих тканей можно использовать для регенеративной медицины без опаски столкнуться с этическими проблемами, поскольку для их получения не надо разрушать человеческий эмбрион – главный источник стволовых клеток.

Напомним, что весной ученые  из Университета Висконсина (University of Wisconsin), США, нашли новый способ превращения клеток кожи человека в стволовые клетки без использования вирусов или экзотических генов. Они применили плазмид – кольцевую молекулу ДНК, которая несет в себе гены, необходимые для трансформации клетки кожи в стволовую клетку. Через определенное время плазмид бесследно исчезает из клеточной популяции естественным образом.

А в  Великобритании разработали новый вид терапии стволовыми клетками, который позволяет увеличивать женскую грудь без операционного вмешательства. Методика предусматривает имплантацию в грудь пациентки стволовых клеток, взятых из жировых отложений на ее животе или бедрах.