Свинки дадут людям здоровье

03 июня 2009 года, 10:03
Свинки дадут людям здоровье

Исследователи из Шанхайского института биохимии и клеточной биологии (Shanghai Institute of Biochemistry and Cell Biology), Китай, научились трансформировать обычные соматические клетки, взятые у свиней, в стволовые клетки. Ожидается, что это достижение в будущем сможет помочь в создании моделей генетических заболеваний человека; генетически модифицированных животных, органы которых можно будет трансплантировать людям; свиней, невосприимчивых к таким заболеваниям, как свиной грипп, сообщает EurekAlert.

Для перепрограммирования клеток, взятых из уха и костного мозга десятинедельного поросенка, ученые использовали вирус. С помощью вируса внутрь клеток были доставлены транскрипционные факторы, после чего в лабораторных условиях ученые вырастили из них колонии стволовых клеток. Последующие тесты подтвердили, что полученные клетки действительно обладают всеми свойствами стволовых эмбриональных клеток, а это открывает перед учеными новые горизонты.

Напомним, что стволовые клетки – это первичные, неспециализированные клетки, способные образовывать любую из 350 тканей организма. У взрослого человека стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и в небольших количествах во всех органах и тканях. При нарушении в работе какого-либо органа, они находят зону повреждения и восполняют утраченную функцию. Это свойство стволовых клеток делает их основным объектом исследования регенеративной медицины.

«Вокруг Света» рассказывал ранее, что ученые из Университета Висконсина (University of Wisconsin), США, нашли новый способ превращения клеток кожи человека в стволовые клетки без использования вирусов или экзотических генов. Исследователи применили плазмид – кольцевую молекулу ДНК, которая несет в себе гены, необходимые для трансформации клетки кожи в стволовую клетку. Через определенное время плазмид бесследно исчезает из клеточной популяции естественным образом.

А в конце мая сотрудники Университетского колледжа Лондона (University College London), Великобританиясоздали стволовые клетки, которые находят клетки раковых опухолей и доставляют в них антираковые белки. Стволовые клетки были модифицированы таким образом, что стали способны выделять белок под названием TRAIL (TNF-related apoptosis-inducing ligand), который вызывает смерть исключительно раковых клеток, но не затрагивает здоровые.