Крест на Северном полюсе

11 апреля 2007 года, 09:51

В конце прошлой недели на Северном полюсе открылась первая в этом году полярная экспедиция российских ученых. Как сообщает РИА "Новости", экспедиция пройдет в рамках Международного полярного года (МПГ-2007/2008, World Polar Year).

Пятнадцать ученых из НИИ Арктики и Антарктики и Института океанологии РАН встали лагерем недалеко от самой северной точки нашей планеты, в районе базы "Борнео". Планируется, что будущий полигон для полярных исследований будет сооружен в форме креста, ориентированного по сторонам света. В центре расположится базовая станция, а на концах осей - четыре дрейфующих лагеря. Все пункты получат названия в честь великих полярников - Ивана Папанина, Евгения Федорова, Петра Ширшова, Эрнеста Кренкеля  и Фритьофа Нансена.

Ученые будут исследовать, как потепление климата в Арктике влияет на морские льды и биологические объекты в центральных районах Северного ледовитого океана. Кроме того, они займутся изучением океанологических процессов.

В рамках МПГ-2007/2008 сейчас также реализуется еще один международный арктический проект – "Дамокл"( Damoclеs). В нем участвует объединенный под флагом ЕС экипаж ученых из Франции и России, который уже семь месяцев дрейфует на яхте "Тара" (Tara) в русской части Северного Ледовитого океана, изучая состояние льдов и их влияние на климат.

Сейчас "Дамокл" оказался в центре скандала. Согласно распространенному французской стороной заявлению, экспедиция находится под угрозой. По мнению Этьена Бургуа (Etienne Bourgois), директора программы "Тара-Арктик" (Tara-Arctic), и Жан-Клода Гаскара (Jean-Claude Gascard), координатора "Дамокла", российские власти не дают разрешения на переброску 30 т оборудования, необходимого для продолжения экспедиции.

Им ответил Артур Чилингаров, известный российский полярник, вице-спикер Госдумы и координатор участия РФ в МПГ. Он пояснил, что суть конфликта состоит в неисполнении иностранцами российских таможенных правил и попытке их обойти. Депутат выразил надежду, что за два дня проблема будет снята. Ожидается, что после оформления документов необходимый для исследовательских работ груз будет сброшен с воздуха на яхту "Тара".