Миру угрожает голод

06 апреля 2007 года, 13:42

Американский ученый, нобелевский лауреат Норман Борлауг (Norman Borlaug) предупреждает об угрозе мирового голода из-за распространения нового вида грибковой инфекции, которая поражает посевы пшеницы. Об этом сообщает РИА «Новости».

Заболевание, известное ученым под кодом «Ug99», является разновидностью стеблевой ржавчины или линейной ржавчины, вызываемой грибком Puccinia graminis. Последний раз заражение пшеницы инфекцией этого типа было зафиксировано в 1954 году, когда только в США от нее погибло 40% урожая.

В годы «холодной войны» споры стеблевой ржавчины хранились в США и Советском Союзе для использования в качестве биологического оружия. В 60-е годы были выведены болезнеустойчивые сорта зерновых (в период, известный как «зеленая революция», отцом которой называют Нормана Борлоуга), и угроза мирового голода исчезла. Однако сортов пшеницы, устойчивой к недавно открытой разновидности «Ug99», в мире очень мало.

Новая разновидность грибка, которая может уничтожить основной источник питания человечества, была обнаружена в 1999 году на африканском континенте. Сначала ее нашли в Уганде, затем она распространилась в Кению, Эфиопию, а в январе этого года споры «Ug99» были перенесены ветрами в Йемен и Судан.

По прогнозам экспертов, далее они распространятся в Египет, Турцию и на Ближний Восток, откуда попадут в Индию, где от пшеницы в качестве главного источника питания зависит миллиардное население.

Между тем, на протяжении шести последних лет мировое потребление пшеницы превышает ее производство, и запасы зерна в мире являются сейчас самыми низкими после 1972 года. В течение прошлого года цены на пшеницу выросли на 14%. По словам господина Борлауга, ключевые страны-производители не подготовлены к появлению подобного заболевания.

В международном исследовательском центре CIMMYT сейчас изучают первые выведенные в лабораторных условиях сорта пшеницы, устойчивые к «Ug99». Однако потребуется еще минимум 5-8 лет для того, чтобы посредством селекции вывести необходимое количество семян, чтобы их хватило на все засеваемые в настоящее время пшеницей территории в мире.