Одинокая старость

26 марта 2009 года, 15:20
Одинокая старость

Пожилые люди, у которых нет семьи и друзей, чаще имеют неважное физическое и психическое здоровье. Такая же ситуация наблюдается у тех, кто окружен близкими людьми, но все равно чувствует себя одиноким, сообщает Reuters Health.

Исследователи из Корнеллского университета (Cornell University) в Итаке, США, обнаружили, что из 3 тыс. испытуемых в возрасте 57-85 лет те, кто имел узкий круг общения, реже описывали свое физическое здоровье как хорошее или отличное. А те, кто чувствовал себя социально изолированным даже в окружении друзей и семьи, жаловались на плохое физическое и психическое состояние.

После ухода на пенсию социальная жизнь пожилых людей претерпевает значительные изменения. Зачастую они лишаются привычной поддержки окружающих и, как результат, обретают различные психические недуги: у них возникают стрессы, понижается самоуважение и развивается депрессия. Все эти проблемы незамедлительно отражаются на физическом состоянии человека: под влиянием стрессов иммунная система ослабевает, и старика одолевают болезни.

Избежать этого можно, если вести более активную социальную жизни и чаще общаться с друзьями и семьей. Впрочем, некоторые пенсионеры быстро приспосабливаются к новому образу жизни на пенсии и даже радуются тому, что круг их общения сужается.

Известно, что одиночество может приводить даже к слабоумию. Американские ученые еще в 2007 году установили, что  риск развития болезни Альцгеймера, вызывающей старческое слабоумие, повышается вдвое, если человек чувствует себя покинутым. Эмоциональная изоляция влияет на когнитивные способности и память человека, что делает одиноких людей более уязвимыми к возрастным изменениям нервной системы.

В прошлом году психологи из Университета Торонто (University of Toronto), Канадавыяснили, что социальная изоляция заставляет людей ощущать физический холод. А специалисты из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе (University of California in Los-Angeles) доказали, что поиск информации в Интернете тренирует мозг гораздо эффективнее, чем чтение. Магнитно-резонансное сканирование показало, что во время чтения у всех подопытных задействовались участки, контролирующие речь, чтение, память и зрительные способности и располагающиеся в височной, теменной, затылочной и других областях мозга. А во время онлайнового поиска у опытных пользователей Интернета активизировались еще и лобные, теменные и поясные участки мозга, которые отвечают за принятие решений и комплексное мышление.