Эксперимент на орбите

05 апреля 2007 года, 16:39

США успешно провели на околоземной орбите первый эксперимент по заправке одного спутника топливом другого, сообщает ИТАР-ТАСС. В течение нескольких дней спутник ASTRO (сокращенное от английского выражения «автономные космические транспортные роботизированные операции») перекачивал топливо, гидразин, спутнику NextSat. Эксперимент проводился в автономном режиме.

Космические аппараты ASTRO и NextSat запущены на орбиту в начале марта этого года. Вместе они составляют систему «Орбитальный экспресс», которая будет обращаться вокруг Земли в течение трех месяцев. Разработанный специально для серии экспериментов прототип спутника, АСТРО состоит из комбинации топливного бака и руки-манипулятора. «НекстСат» тоже не является действующим спутником, выполняя только тренировочные программы.

По данным Управления перспективных исследований министерства обороны США, первая порция гидразина, 14 кг, была перекачена с ASTRO на NextSat 1 апреля, вторая, 8,6 кг, 2 апреля. В среду, 4 апреля, все топливо планировалось перекачать обратно на ASTRO. Сейчас оба спутника совершают полет в состыкованном состоянии, но 16 апреля они должны разделиться. ASTRO впервые придется совершить операцию расстыковки в автономном режиме.

Произведенный опыт дозаправки стал первой частью программы «Сценарий-1». В ее рамках на орбите намечена серия экспериментов, которые будут постоянно усложняться. На второй стадии тренировок робот-бензоколонка опять сблизится с полигоном, произведет автоматическую стыковку и попытается выполнить простейшие ремонтные операции. Для начала ASTRO должен будет с помощью манипулятора заменить батареи второго спутника, а также переключить управление NextSat с основного компьютера на резервный.