Драконицы как практикующие феминистки

22 декабря 2006 года, 10:01

Необычный случай появления потомства без участия особи мужского пола зарегистрирован у комодских варанов. Согласно исследованию, проведенному группой ученых под руководством Филиппа Уотса (Phillip Watts) из Ливерпульского университета (University of Liverpool), самки этого вида обладают уникальной способностью самостоятельно оплодотворять отложенные яйца. Об этом сообщает в последнем выпуске журнал Nature.

Комодских варанов (лат. Varanus komodoensis) называют иначе драконами из-за больших размеров. Гигантские ящерицы были открыты менее ста лет назад. В еде они предпочитают мясо.

До последнего времени исследователи не замечали у драконов способносей к оплодотворению матерью. Однако недавно сразу две представительницы этого вида преподнесли ученым сюрприз. Так, живущая в Честерском зоопарке (Британия) драконица Флора в мае этого года отложила 11 яиц. Три из них разбились при помещении в инкубатор. Исследовав находившиеся в них эмбрионы, биологи с удивлением увидели, что у не родившихся дракончиков присутствует только мамина часть ДНК, а свидетельств об участии папы в их появлении не было. Остальные восемь зародышей чувствуют себя хорошо. Сотрудники зоопарка ожидают, что варанчики вылупятся из яиц под Рождество.

Ранее похожий случай был зарегистрирован у самки по имени Сунгай (Sungaï). Эта особь, обитающая в Парижском зоосаде, произвела на свет жизнеспособное потомство спустя два года после свидания с самцом. Сделанные впоследствии тесты показали, что детеныши не имели с ним ничего общего и родились с участием только клеток матери.

Таким образом, считают специалисты, способ воспроизводства у драконов напрямую зависит от наличия рядом партнера. Если подходящего жениха нет, драконица способна сама создать потомство. Если же найдется кавалер, она зачинает детей естественным способом. Такой способ обедняет генетический материал, зато позволяет воссоздать популяцию, если все самцы умерли.

Биологи говорят, что открытие проливает свет на механизм колонизации рептилиями новых территорий. Так, достаточно, чтобы на неизведанные земли прибыла только одна самка. Она самостоятельно оплодотворяет кладку яиц, и вскоре здесь живет уже целая группа варанов.

Случаи самооплодотворения известны у некоторых рептилий. Однако чаще всего речь идет лишь о намеренной консервации семенной жидкости партнера с тем, чтобы впоследствии самка могла распорядиться ею по своему усмотрению.