Большой адронный коллайдер запустят позднее

03 апреля 2007 года, 18:29

Запуск Большого адронного коллайдера (LHC) оказался под вопросом из-за аварии в его туннеле. Как сообщает Nature.com, в результате аварии возникли повреждения в системе квадрупольных магнитов.

LHC, строящийся в Европейском центре ядерных исследований (CERN) в Женеве, предполагалось запустить к лету 2008 года. В нем планировалось исследовать реакции, возникающие  при столкновениях протонов во встречных пучках на скоростях, близких к скорости света. Ученые надеются достичь энергий, при которых возможно рождение хиггсовских бозонов — частицы, существования которой требует Стандартная модель.

Авария произошла во время эксперимента, проведенного 27 марта. В ходе эксперимента специалисты пытались смоделировать ситуацию, которая должна была показать, как эти магниты будут реагировать на повышение температуры при нормальной работе ускорителя. Предполагалось, что при этом возможна потеря сверхпроводящих свойств обмоток магнитов и появление в них электрического сопротивления. В результате жидкий гелий, в который погружены обмотки, может переходить в газообразное состояние.

Когда во время испытания давление достигло 20 атмосфер, магнит сместился. Последовало и смещение трубы, соединяющей его с соседними магнитами, после чего труба взорвалась.

Как выяснилось, причиной аварии оказалось недостаточное качество детали, произведенной лабораторией Fermilab, которая удерживала магнит на своем месте. Созданная из стекловолоконной ткани, она была разработана без учета спецификации Большого адронного коллайдера.

В настоящее время персонал лаборатории и  представители Fermilab выясняют, можно ли произвести необходимую замену деталей без удаления магнитов из туннеля коллайдера. Возможный путь решения проблемы будет представлен на собрании CERN 24 апреля.

Всего в детекторе LHC установлены более 1200 магнитов, в том числе 392 квадрупольных магнита, которые должны фокусировать пучки протонов. Вопрос замены деталей касается 9 систем квадрупольных магнитов, разработанных Fermilab.