Астрономы изучают старые снимки

03 февраля 2009 года, 13:55
Астрономы изучают старые снимки

Первый прямой снимок экзопланеты был сделан не в прошлом году, а 10 лет назад, показало исследование архива фотографий, сделанных телескопом Хаббл (Hubble), сообщает NewScientist. Группа ученых под руководством Христиана Маруа (Christian Marois) из Херцбергского института астрофизики (Herzberg Institute of Astrophysics) в Виктории, Канада, изучала инфракрасную звезду HR 8799, которую в 1998 году фотографировали с помощью космического телескопа. На этой фотографии ученые обнаружили 3 планеты, каждая из которых в 10 раз массивнее Юпитера.

При новом исследовании использовался метод, позволяющий убирать свет звезды и оставлять лишь инфракрасное свечение ее планет. Маруа совместно с Давидом Лафреньером (David Lafrenière) из университета Торонто (University of Toronto) в Онтарио, Канада, применили новые математические инструменты к фотографиям, сделанным Хабблом 10 лет назад. Отсутствие этого метода при первоначальной съемке помешало ученым в свое время увидеть экзопланеты.

Процесс обработки фотографии выглядел следующим образом. Сначала ученые создали снимок-образец, почти идентичный снимку HR 8799, путем цифрового совмещения фотографий 23-х одинаковых звезд, не имеющих планет. Когда они «вычли» этот снимок-образец из снимка HR 8799, самая дальняя из трех планет, запечатленных на снимке, бросилась в глаза. «Это открывает дорогу для поиска экзопланет путем повторной обработки снимков Хаббла», – заявил Брюс Макинтош (Bruce Macintosh) из Лоуренсовской национальной лаборатории (Lawrence Livermore National Laboratory) в Ливерморе, США. Он предположил, что по крайней мере 200 звезд, снятые Хабблом во время поиска экзопланет, следует проанализировать повторно с помощью нового метода.

Напомним, что американское космическое агентство НАСА запланировало новую орбитальную миссию, целью которой станет обнаружение экзопланет. В миссии будет использован новый особо чувствительный телескоп, названный в честь физика и астронома XVII века Иоганна Кеплера. Он оснащен 95-мегапиксельной камерой и особо чувствительными к свету инструментами, фиксирующими даже минимальное изменение уровня светимости звезд. Аппарат запустят в космос 5 марта этого года при помощи ракеты Delta II.

Просмотров: 2038