Теплая Арктика

Коллектив геологов из Университета Рочестера (University of Rochester), США, обнаружил в арктической части Канады останки тропической пресноводной черепахи. Это открытие подтверждает гипотезу о том, что животные мигрировали из Азии в Северную Америку не вокруг Аляски, как считалось ранее, а напрямую через пресноводные течения в верхних слоях теплого и соленого Северного Ледовитого океана.

Отлично сохранившийся панцирь тропической пресноводной черепахи, обитавшей в Азии 90-100 млн лет назад, был найден в верхнем слое базальтовых отложений, образовавшихся в результате крупных извержений вулкана. Возглавлявший экспедицию профессор геофизики Джон Тардуно (John Tarduno) и сотрудник канадского музея Royal Tyrrell Дональд Бринкмэн (Donald Brinkman) предположили, что останки принадлежат виду черепах Aurorachelys.

Палеомагнетическая экспертиза отложений позволила отмести версию, согласно которой панцирь черепахи был принесен в Арктику с юга в результате тектонической активности, пишет Eurekalert. По мнению ученых, животное было "коренным" обитателем той территории, где были найдены останки. Это означает, что 90 миллионов лет назад, возможно, в результате извержений вулканов в атмосферу планеты было выброшено много углекислого газа, который вызывал суперпарниковый эффект. В Арктике воцарилась чрезвычайная жара, регион очистился ото льда и стал настолько теплым, что там смогли обитать не только пресноводные черепахи, но и множество других видов тропических животных.

По другой версии, в древности Северный Ледовитый океан был более отделен от мировой океанической циркуляционной системы, чем сегодня. Многочисленные реки с соседнего континента могли приносить пресную воду в древнее Арктическое море. А поскольку пресная вода гораздо легче соленой, она могла оставаться на поверхности соленых океанских течений, что позволяло мигрировать пресноводным животным вроде черепахи Aurorachelys.

Напомним, что в августе прошлого года ученые из Даремского университета представили первую подробную карту районов Арктики, которые в будущем могут стать спорными территориями. При создании карты специалисты руководствовались историческими и современными аргументами стран в споре о праве собственности на данные районы. Британские исследователи надеются, что их карта обеспечит политиков и должностных лиц информацией для дискуссий.

А в сентябре в Арктике начала работать новая полярная российская станция "Северный полюс-36". Экипаж полярников состоит из 18 человек. Цель научной программы - подробно изучить природную среду Арктического бассейна. На проект "СП-36" выделено около 200 млн рублей.