Свет ли ученье?

29 января 2009 года, 14:15
Свет ли ученье?

Проверка исполнения вузами действующих аккредитационных показателей, проведенная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ (Рособрнадзор), показала, что приблизительно половина институтов (59%), университетов (48%) и академий (52%) в России не соответствуют своему статусу, пишет РБК.

Проверки проводились путем анализа ежегодных отчетов учебных заведений в соответствии с действующим положением об аккредитации вузов. Любовь Глебова, глава Рособрнадзора, заявила журналистам: «Если бы все институты, академии и университеты проходили аккредитацию сегодня, то картина была именно такой. Но вузы должны проходить процедуру государственной аккредитации раз в 5 лет, и в ходе аккредитации перед вузом стоит задача подтверждения статуса. У высших учебных заведений есть время исправить ситуацию. Мы же надеемся, что обнародование этих нелицеприятных цифр будет способствовать устранению многочисленных замечаний, касающихся всех аспектов образовательного процесса». К следующей проверке Рособрнадзор разработает новую систему критериев и показателей для получения вузами государственной аккредитации. Эта система начнет действовать со следующего учебного года.

Еще в конце прошлого года «Вокруг света» по этому поводу писал, что, по опубликованному в газете британской газете «Times» рейтингу вузов «Times Higher Education», ни один из российских вузов не входит в сотню лучших высших учебных заведений мира. МГУ имени М.В.Ломоносова вошел в этом году только в список из 200 вузов, а Новосибирский, Томский и Санкт-Петербургский университеты попадают только в список из 500 университетов.

Правда, ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что оценка учебных заведений России и СНГ базируется на недостоверных данных. Он даже обратился в независимое агентство «РейтОР» с просьбой создать собственный рейтинг. Ведь позиция, которую занимает университет в мировом списке, значима не только для имиджа учебного заведения, но и для его финансирования.

Именно поэтому вопросы к вузам появляются не только в России, - в известной своими университетами Великобритании в последние годы многие вузы начали гнаться за рейтингом в ущерб образовательному процессу. При этом способы, с помощью которых учебное заведение повышает свой рейтинг, могут не иметь отношения к качеству образования: например, студентов во врем опросов заставляют давать завышенную оценку уровню преподавания. Не исключено, что подобные практики появятся и в лучших вузах России.

Впрочем, на качество российского высшего образования не самым лучшим образом может повлиять не только погоня за показателями, но и введение в этом году единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам как обязательной ступени вместо вступительных вузовских экзаменов.

Просмотров: 1517
Все лента новостей