Язык не обусловлен генетикой

22 января 2009 года, 11:51
Язык не обусловлен генетикой

Группа исследователей из Университетского колледжа Лондона (University College London), Великобритания, вместе с американскими коллегами выяснила, что своей эволюцией человеческий язык обязан культуре, а не генетике. Ученые смоделировали такое генетическое развитие, которое должно было бы сопровождать развитие языка. Исследование показало, что генетическая адаптация к языку маловероятна, поскольку культурные конвенции меняются гораздо быстрее, чем гены. Таким образом, биологическая механика, на которой выстроен человеческий язык, видимо, существовала еще до возникновения языка.

В соответствии с феноменом, известным как эффект Болдуина (Baldwin effect), свойства, приобретенные или развившиеся в ходе жизни, могут постепенно, в течение многих поколений, оказаться закодированными в геноме, потому что организмы с большей предрасположенностью к приобретению новых свойств имеют преимущество при отборе. С поколениями срок воздействия окружающей среды, достаточный для развития нового свойства, уменьшается и постепенно сводится к нулю, поскольку это свойство превращается в заложенное генетически. Главным открытием стало то, что гены языка могли бы эволюционировать вместе с языком только в чрезвычайно стабильной лингвистической среде, а быстро меняющаяся лингвистическая среда не создает стабильной цели для естественного отбора. Таким образом, биологический дар не мог эволюционировать вместе со свойствами языка, возникшими как приобретенные культурные конвенции, потому что культурные конвенции меняются гораздо быстрее, чем гены.

Профессор Ник Чатер (Nick Chater) из Университетского колледжа Лондона, сказал: «Язык свойствен только человеку. Но коренится он в биологии или в культуре? Это центральный вопрос для нашего понимания того, что значит быть человеком, и он решающим образом влияет на понимание связи между генами и культурой. Наша работа выявляет парадокс в самом сердце теорий об эволюционном развитии и генетическом базисе человеческого языка: хотя у нас есть генетическая предрасположенность к языку, человеческий язык развивается гораздо быстрее, чем способны развиваться наши гены. А это позволяет предположить, что формирование и развитие языка обусловлено скорее культурой, нежели биологией».

Затем он добавил: «Если универсальная грамматика не развилась в результате естественного отбора, то как она могла возникнуть? Наши результаты позволяют предположить, что язык, вероятно, является культурно развившейся системой, а не результатом биологической адаптации. Это соответствует современным теориям о том, что язык возник из уникальной человеческой способности к социализации».

Споры о происхождении языка ведутся уже много столетий. А в XIX веке это даже стало на время запретной темой среди ученых, поскольку найти точный ответ на этот вопрос не представлялось возможным. Однако идеи о взаимосвязи языка и культуры бытуют уже давно.

Просмотров: 1918