На Камчатке обнаружили супервулкан

30 марта 2007 года, 15:34

На Камчатке нашли кальдеру, котлообразную впадину с крутыми склонами и ровным дном. Она осталась от огромного древнего вулкана (супервулкана), сообщает РИА «Новости».  Его извержение происходило около 1,5 млн лет назад. Сейчас вулкан остыл, и новых вспышек его активности не предвидится.

Кальдеры (исп. caldera – «большой котел») образуются из-за провала вершины вулкана, а иногда и прилегающей к нему местности. Кальдеры обычных вулканов достигают 10-15 км в диаметре, а в глубину - несколько сотен метров. В них часто образуются озера.

По словам Владимира Леонова, ученого секретаря Института вулканологии и сейсмологии дальневосточного отделения Российской академии наук (РАН), до настоящего времени о существования подобных геологических образований на Камчатке известно не было. Открытая кальдера представляет собой гигантский овал протяженностью около 35 км. Она начинается в верховьях реки Паратунка и заканчивается за Банными термальными источниками. Ученые считают, что эти источники, в частности, подогреваются теплом древнего гиганта.

Супервулканы представляют собой гигантские полости под земной поверхностью, непрерывно заполняющиеся поступающей из недр Земли магмой. Создающееся там давление способно вызывать извержение, мощность которого в десятки тысяч раз превышает любое из известных современных вулканических извержений. В отличие от обычных вулканов, супервулканы скрыты, они не проявляют себя, их практически не видно на поверхности Земли, поскольку отсутствует характерный конус.

Самой известным из супервулканов является находящийся под Йеллоустонским парком, его площадь в два раза превышает территорию Люксембурга. Его извержение случается каждые 700 тыс. лет, а последнее произошло 640 тыс. лет назад.

Последнее извержение супервулкана на планете происходило около 74 тыс. лет назад в том районе, где сейчас находится Суматра. Тогда за ним последовала так называемая вулканическая зима, средняя температура в северном полушарии упала на 21С и, по данным некоторых генетических исследований, практически все живое в результате вымерло, отбросив эволюцию на 2 млн лет назад.