Фактор риска в генах

13 января 2009 года, 09:32
Фактор риска в генах

Специалисты из клиники Майо при Медицинском колледже (Mayo Clinic College of Medicine), США, нашли генетический фактор риска возникновения болезни Альцгеймера, носителями которого являются женщины. Это открытие является первым свидетельством того, что генетика может частично объяснить большую склонность женщин, чем мужчин, к этому заболеванию.

Исследователи провели подробный генетический анализ пациентов с болезнью Альцгеймера и обнаружили фактор риска в гене PCDH11X Х-хромосомы, которых у женщин существует две копии, а у мужчин – только одна. Дальнейший анализ показал, что наличие гена ассоциировалось с болезнью в основном у женщин.

Ген PCDH11X контролирует выработку белка протокадерина, который помогает клеткам центральной нервной системы взаимодействовать друг с другом. Известно также, что протокадерин может разрушаться под воздействием фермента, вырабатываемого при некоторых формах болезни Альцгеймера.

Исследование показало, что у мужчин с одной копией варианта гена PCDH11X риск возникновения болезни Альцгеймера был незначительным, как и у женщин с одной копией. Но если у женщины было две копии варианта гена, унаследованного от двух родителей, то риск возникновения заболевания значительно возрастал.

В настоящее время причины развития слабоумия неизвестны, но ученые допускают, что возникновению заболевания способствуют как генетические, так и экологические факторы. В Великобритании деменцией страдают около 700 тыс. человек, а во всем мире таких больных насчитывается почти 26 млн человек.

Поиск эффективного средства против болезни Альцгеймера является одной из первостепенных задач современной медицины. В качестве лекарств от старческого слабоумия предлагаются как потенциально опасные вещества вроде метиленовой сини, использующейся для лечения инфекций мочевого пузыря, так и натуральные средства вроде экстракта виноградных косточек

Лечить деменцию также можно с помощью нелекарственных методик, таких как воздействие светом, которое помогает нормализовать суточные ритмы, нарушенные болезнью Альцгеймера, стимуляция током и даже решение кроссвордов. А в конце прошлого года физиологи из университета штата Огайо (Ohio State University) в США обнаружили, что вещества, содержащиеся в конопле и ее производной марихуане, могут замедлять старение клеток мозга и даже стимулировать их рост.