Динозавры млекопитающим не помешали

Вымирание динозавров 65 млн. лет назад почти не повлияло на эволюцию млекопитающих. Как пишет BBC News, такое открытие сделала команда ученых из Германии, Великобритании, Австралии, США и Канады. Подробности их работы опубликованы в журнале Nature.

Согласно одной из теорий, всплеск эволюции млекопитающих был напрямую связан с исчезновением динозавров. Доказать, что это не так, ученым удалось с помощью наиболее полного родового дерева млекопитающих, в которое были включены 4510 из 4554 существующих видов этого класса животных. Специалисты опирались на данные, полученные благодаря изучению окаменелостей и тестов на ДНК, а также учитывали моменты ответвления каждой разновидности от общего предка за последние 150 млн. лет.

Согласно установившейся точке зрения, исчезновение динозавров устранило препятствия для размножения и увеличения многообразия млекопитающих, которые в соседстве с гигантскими рептилиями, доминирующими в экосистемах, могли существовать лишь в небольшом количестве. По этой теории, после того как динозавры погибли (возможно, вследствие столкновения Земли 65 млн. лет назад с астероидом или кометой), плацентарные млекопитающие разделились на отряды, такие как приматы и грызуны, а также началось их активное видообразование.

Однако, дерево показывает, что разделение на подгруппы произошло уже 93 млн. лет назад, задолго до удара, нанесенного из космоса, и случилось это именно в то время, когда динозавры устанавливали свои правила на планете. После происхождения отрядов скорость эволюции млекопитающих упала и оставалась маленькой до периода эоцена, 55 млн. лет назад. Начало эоцена было отмечено глобальным потеплением и это спровоцировало новый всплеск увеличения многообразия видов.

Большинство отрядов плацентарных млекопитающих, в том числе кошачьих, мышей, китов и людей, появилось в эоцене. Однако не все динозавры вымерли к этому периоду. Такие свидетельства есть лишь относительно нелетающих динозавров. Таким образом, по мнению ученых, исчезновение гигантских рептилий на всплеск эволюции млекопитающих оказало лишь незначительное влияние.