Секрет античных театров

28 марта 2007 года, 12:06

Американские ученые разгадали секрет уникальной акустики античных театров, сообщает РИА «Новости». Согласно исследованию, проведенному Нико Деклерком (Nico Declercq) и Синди Дикейсер (Cindy Dekeyser) из Технологического института штата Джорджия (Georgia Technological Institute), США, полукруглая чаша античного театра представляет собой идеальный звуковой фильтр.

Исследование проводилось на примере одного из крупнейших в мире античного театра в Эпидавре (Epidaurus), Греция. Построенный в IV веке до н.э., изначально он представлял собой полукруглую орхестру и 34 ряда каменных скамей для зрителей. В римскую эпоху к ним добавили еще 21 ряд. Археологи обнаружили театр в 1881 году, в наши дни на его сцене каждый год проводятся театральные фестивали. Акустика театра в Эпидавре исключительна. Если исполнитель стоит в середине сцены, то каждое его слово могут явственно расслышать все 15 тыс. зрителей. Также отчетливо со сцены доносятся слабые звуки, звон падающей монетки или шорох бумаги.

Предположение, что акустика театра основана на точном расчете, высказывал еще древнеримский архитектор Витрувий (Vitruvius). Исследования американских ученых подтвердили правильность его выводов в цифрах. Установлено, что каменные скамьи театра служили своего рода акустическими фильтрами, подавляя низкочастотные звуки, которые являются основной составляющей постороннего шума, и усиливая голоса исполнителей, которые отличаются относительно высокой частотой.

Подобный механизм отражения звуковых или световых волн знаком современным ученым. Известно, что даже микроскопические складки на крыльях бабочки отражают определенные лучи светового спектра. А специальная волнистая пена используется в отделке помещений, которые задумываются как звуконепроницаемые.

Деклерк установил, что в Эпидавре используется тот же эффект, который создает ребристая плоскость каменных скамей. Граница между подавляемыми низкочастотными звуками и усиливаемыми высокочастотными лежит на частоте примерно в 500 Гц. Таким образом, большая часть постороннего шума (шелест деревьев, гул толпы, шум ветра) отфильтровывается, в то время как голоса исполнителей усиливаются и становятся слышны более отчетливо.

Низкие частоты звуков со сцены доходят до зрителей в меньшем объеме, однако человеческий мозг умеет обрабатывать поступающую в него звуковую информацию, восполняя недостающие низкие частоты в воспринимаемом звуке.

Исследователи пока не смогли определить, влияют ли на акустику люди, находящиеся в театре. По словам господина Деклерка, «эффект публики» в отражении звуковых волн очень трудно измерить, поскольку человеческое тело неоднородно, подвижно и имеет крайне сложную геометрическую форму.

Ученые считают, что древнегреческие архитекторы вполне могли сознательно рассчитать акустический эффект в театре. Однако они не исключают и возможности того, что уникальная акустика Эпидавра появилась в результате случайного очень удачного совпадения нескольких факторов, а впоследствии архитекторы копировали этот эффект при строительстве других театров.

Просмотров: 3876
Все лента новостей