"Прогресс" утопили в Тихом океане

28 марта 2007 года, 09:28

Как сообщает Strana.ru со ссылкой на агентство ИТАР-ТАСС, вчера российский грузовой космический корабль "Прогресс" затоплен на кладбище космических кораблей в Тихом океане на 40-й параллели. В подмосковном Центре управления полетами рассказали, что "около 03:31 мск обломки грузового корабля "Прогресс М-58" с остатками мусора с Международной космической станции затонули на глубине 4 км в специально отведенном районе Тихого океана". В этом районе, специально предназначенном для таких захоронений, нет судоходства.

Средняя загрузка космического корабля серии "Прогресс М" составляет 2,5 т. Он доставляет на МКС топливо, продукты, средства гигиены и лекарства, научные приборы для экспериментов в космосе.

В ЦУП напомнили, что работающие на орбите с сентября прошлого года Михаил Тюрин и Майкл Лопес-Алегриа (Michael Lopes-Alegria) при помощи Суниты Уильямс (Sunita Williams), которая прибыла на станцию в декабре, вручную загрузили на борт "грузовика" свыше тонны отходов жизнедеятельности и отработанного оборудования. Крупногабаритный мусор, который не проходит в люк "Прогресса", и отработавшие гарантийный срок американские скафандры на Землю увозят американские шаттлы, которые возобновили регулярные полеты к МКС.

Перед затоплением грузовика космонавты и астронавты провели научный эксперимент "Релаксация" по изучению воздействия выхлопов двигателей корабля на станцию, сообщили в ЦУП. Эксперимент начался после того, как "Прогрессу" в 02:44 мск был выдан импульс на сход с орбиты. "Во время расстыковки, выдачи тормозных импульсов и входе в верхние слои атмосферы Земли продукты распада топлива двигательных установок вступают в разнообразные химические реакции между собой и с атомарным кислородом", - рассказали в ЦУП. Специалисты исследуют эти реакции: с какой скоростью они протекают, оказывают ли негативное влияние на солнечные батареи и иллюминаторы, на внешнюю поверхность станции. Экипаж фиксирует возникающее при этом излучение с помощью российской аппаратуры "Фиалка", в состав которой входит фотокамера, работающая в ультрафиолетовом диапазоне, и спектрометр.

"Принятая практика уничтожения космического мусора с помощью "грузовиков" не наносит вреда экологии Земли", - утверждают в ЦУП. При вхождении в плотные слои атмосферы большая часть загруженных в "Прогресс" отходов сгорает вместе с кораблем, до поверхности океана долетают лишь отдельные фрагменты.

На место "Прогресса" к служебному модулю "Звезда" в ночь с 29 на 30 марта должен пристыковаться пилотируемый корабль "Союз ТМА-9". Его космонавт Тюрин и астронавт Лопес-Алегриа перегонят от функционально-грузового блока "Заря", чтобы создать благоприятные условия для прибытия своих сменщиков, экипажа МКС- 15. Их старт на корабле "Союз ТМА-10" запланирован на 7 апреля.