Скелет в шкафу рассказал об этапе эволюции

27 марта 2007 года, 16:58

Канадские ученые выяснили, как ящерицы потеряли свои конечности и как проходил эволюционный процесс, в результате которого они превратились в змей. В этом им помог скелет рептилии без передних лап, уже не похожей на ящерицу, но еще не похожей на змею, пишет Livescience.

Скелет странной ящерицы был найден в меловых отложениях в Словении еще XIX веке. Однако более ста лет он пролежал в Музее естественной истории в Триесте, Италия, прежде чем группа ученых во главе с Майклом Колдуэллом (Michael Caldwell), палеонтологом из университета провинции Альберта (University of Alberta), Канада, обнаружила его во время визита в Европу в 1996 году. Анализ скелета был закончен лишь недавно, а результаты опубликованы в Journal of Vertebrate Paleontology

Согласно исследованию, обитавшая 95 млн лет назад змееподобная ящерица, Adriosaurus microbrachis, имела маленькую голову и тонкое тело. Водяное животное 25-30 см длиной также обладало вытянутой шеей и большими и хорошо развитыми задними лапами. Зато у него недоставало всех костей передних конечностей, включая пальцы, которые есть у современных ящериц.

Как отмечает Колдуэлл, ученых удивило то, что выпуклости на месте передних конечностей ящерицы (рудиментарные конечности) были слишком малы для ходьбы, в то время как задние казались функциональными. По непонятным причинам передние были утрачены раньше задних, а не наоборот, как казалось логичным. Передние лапы могут быть полезны, чтобы схватить добычу или вырыть нору, но, должно быть, от них было легче избавляться.

Теория, что змеи были некогда четвероногими позвоночными, утратившими свои конечности, существовала в течение столетий. Однако для ученых оставалось загадкой, как это происходило, а также где, в воде или на суше.

По мнению господина Колдуэлла, этот скелет является самым ранним свидетельством утраты конечностей и доказательством того, что в процессе эволюции рептилии, жившие на суше, избавляясь от конечностей, одновременно возвращались в изначальную среду обитания, водную.

В апреле прошлого года в Патагонии (Аргентина) бразильские ученые из университета Сан-Паоло обнаружили фрагмент наиболее примитивной змеи, жившей 90 млн лет назад. Существо, названное Najash rionegrina и имевшее длину не более метра, так же не обладало передними конечностями и передвигалось с помощью совсем крохотных атрофированных задних конечностей.

Кроме того, скелет рептилии включал в себя крестцовый отдел позвоночника, отсутствующий у современных рептилий. По мнению исследователей, змея могла использовать свои рудиментарные органы при движении, но характер ее передвижений полностью соответствовал представлениям о современных ползающих змеях.