Женщины есть женщины

Зоолог Натали Грино (Nathalie Greeno) из лондонского Университета Роухэмптона (University of Roehampton), наблюдавшая за группой макак на острове Кайо-Сантьяго,  Пуэрто-Рико,  выяснила, что самки приматов гораздо общительнее и «болтливее» самцов. Об этом наблюдении пишет Telegraph со ссылкой на публикацию в журнале New Scientist.

Оказалось, что приматы, так же, как и люди, демонстрируют различные коммуникативные способности в зависимости от пола. Натали Грино подсчитала, что самки в 13 раз чаще используют звуки в общении с сородичами – это может быть ворчание, бормотание, воркование и даже своеобразная «болтовня», которой обмениваются между собой макаки, состоящие в дружеских отношениях. Исследовательница отметила также интересную особенность: самки предпочитают «разговаривать» именно с самками, тогда как менее словоохотливые самцы общаются с обоими полами в равной степени.

Возможно, это поведение объясняется тем, что самки устанавливают более длительные и прочные связи внутри группы, в которой чаще всего остаются на всю жизнь. Самцы же, напротив, перемещаются из группы в группу. Кроме того, в отличие от самок, их не связывает с другими особями коллективная забота о потомстве. «Результаты исследования показывают, что самки значительно чаще пользуются голосом и неким подобием речи, поскольку они нуждаются в более широком круге общения, чем самцы», – поясняет Натали Грино.

Профессор Клаус Цубербулер (Klaus Zuberbuhler) из университета Сент-Эндрюс (University of St Andrews), Шотландия,  согласен с выводами коллеги. Он отмечает, что исследование поможет выяснить, как происходила эволюция речи – конечно, если принимать за аксиому происхождение человека от приматов. По его мнению, общение с помощью голоса сдерживает две разнонаправленные силы внутри сообщества обезьян – стремление к соревнованию и стремление к сотрудничеству.

Коммуникативные способности приматов продолжают удивлять зоологов. Так, недавно было замечено, что шимпанзе не только могут испытывать сочувствие, но и знают, как помочь пострадавшим членам группы справиться со стрессом. Такое поведение, по мнению зоологов, указывает на высокий уровень сопереживания и способности поставить себя на место другого. Ранее это считалось отличительной чертой человека, но не животного.