В поиске родины глиняных солдат

26 марта 2007 года, 19:05

Китайские ученые намерены установить происхождение терракотовой армии (фигуры, найденные в захоронении одного из китайских императоров) с помощью древней пыльцы, сообщает BBC News. Метод основан на том, что почвы в разных регионах содержат различные типы пыльцы, отражающей особенности растительного покрова местности. Результаты первых опытов китайских специалистов опубликованы в Journal of Archaeological Science.

Армия, возраст которой составляет 2200 лет, насчитывает 8 тыс. воинов, 300 лошадей и 200 колесниц, охраняющих могилу первого китайского императора Цинь Шихуанди.

Группа ученых во главе с Ху Яцинь (Hu Ya-Qin) из Китайской академии наук в Пекине размололи терракотовые фрагменты, взятые у лошади и у воина, смешали размолотые частички глины с кислотой и затем разделили их компоненты с помощью центрифуги. С помощью микроскопа в этом материале были найдены 32 типа пыльцы. У лошади и воина они оказались разными.

Пыльца с терракотового фрагмента лошади была в основном с деревьев. Похожие на нее образцы ее были найдены в почве, взятой из императорского погребального комплекса. Пыльца, извлеченная из терракотового фрагмента воина, принадлежала в основном травянистым растениям. По мнению исследователей, лошади были сделаны рядом с мавзолеем. Это имело смысл, отмечает доктор Ху, поскольку лошади были тяжелее воинов, с более хрупкими ногами. Сделать их поблизости от погребального комплекса означало минимизировать транспортные усилия и снизить вероятность повреждений.

Несколько древних печей для обжига были найдены ранее в этом регионе Китая. Однако пока не определено, использовались ли они для создания терракотовой армии. Ученые рассчитывают продолжить опыты.

По мнению доктора Арлин Розен (Arlene Rosen) из института археологии Университетского колледжа в Лондоне (Institute of Archaeology at University College London), Великобритания, исследование китайских ученых стало еще одним важным шагом к выяснению, где сделана терракотовая армия.

Однако, отмечает госпожа Розен, у метода определения местности по пыльце есть свои недостатки. К примеру, если глина была взята поблизости от реки или ручья, она может содержать принесенную водой пыльцу из других источников. А если глина из очень старого источника, она может содержать информацию о растительности, которая существовала задолго до времени создания терракотовой армии.

Более точным способом определить место происхождения глины может стать изучение крупнозернистой добавки, которая использовалась, чтобы предохранить высыхающую глину от растрескивания. Ее особенности определяются с помощью рентгеновской дифракции.

Просмотров: 1959