Первые снимки экзопланет

14 ноября 2008 года, 14:36

Две команды астрономов независимо друг от друга получили первые снимки экзопланет – планет, находящихся вне Солнечной системы, сообщает агентстсво AP. Одна из них вращается вокруг звезды Фомальгаут в созвездии Южной Рыбы, три других входят в планетную систему звезды HR 8799 в созвездии Пегаса. С исследованием можно ознакомиться в журнале Science.

Одна группа ученых, работавшая под руководством  Пола Каласа (Paul Kalas) из Калифорнийского университета (University of California), делала снимки с помощью космического телескопа «Хаббл» (Hubble). Другая команда, которой руководили Брюс Макинтош (Bruce Macintosh) из Национальной лаборатории имени Лоуренса Ливермора (Lawrence Livermore National Lab), США, и Кристиан Маруа (Christian Marois) из Герцбергского института астрофизики (Herzberg Institute of Astrophysics), Канада, использовала два наземных телескопа – «Кек II» (Keck II) и «Джемини» (Gemini). Оба телескопа установлены на Гавайях.

Планета из системы Фомальгаута (на фото, в центре) в три раза больше Юпитера и, вероятно, имеет кольца, подобные сатурнианским. По галактическим меркам, она находится совсем недалеко от Солнечной системы – всего в 25 световых лет. Это одна из самых маленьких известных экзопланет, и одна из самых молодых – ее возраст не превышает 200 млн лет.

Три планеты из созвездия Пегаса были замечены еще в прошлом году, однако на интерпретацию снимков потребовалось значительное время. Они находятся значительно дальше, чем планета Фомальгаута, – на расстоянии 130 световых лет от Земли.  Все три крупнее Юпитера в 7-10 раз.

Напомним, что первые экзопланеты были обнаружены в 1990-х годах по отклонениям в движении звезд, вокруг которых они обращаются. К середине 2001 планетные системы были открыты у 58 ближайших к Солнцу звезд и двух радиопульсаров. На сегодняшний день ученым известно более 300 экзопланет, однако ни одна из них не походит в точности на Землю. Большинство планет массивнее Юпитера и вращаются в составе околозвездных систем, при этом астрономы не исключают, что некоторые экзопланеты движутся в межзвездном пространстве сами по себе.

В июне этого года астрономы обнаружили самую маленькую экзопланету,  вращающуюся вокруг бурого карлика MOA-2007-BLG-192L в 3 тыс. световых лет от Солнечной системы. Масса нового рекордсмена всего в 3,3 раза превосходит земную. По словам исследователей, ранее не удавалось обнаружить планеты у звезд, масса которых была меньше 20% массы Солнца.