Зловредные мутации

10 ноября 2008 года, 13:04

Ученым из Вашингтонского университета (Washington University), США, удалось расшифровать ДНК человека, больного раком костного мозга, и обнаружить генетические корни заболевания. В дальнейшем методика этого анализа может быть использована при изучении других форм рака. Возможно также, что она поможет в создании эффективных лекарств, сообщает BBC News.

В ходе работы ученые взяли образцы здоровых и пораженных раком тканей пятидесятилетней женщины и сравнили их ДНК. Выяснилось, что девять из десяти генных изменений наблюдаются почти в каждой зараженной клетке.

Рак кроветворных клеток в костном мозге, как и другие виды рака, возникает из-за изменений, накапливающихся в ДНК на протяжении всей жизни. Однако о природе этих изменений и о том, каким образом они влияют на биологические механизмы и приводят к бесконтрольному росту клеток, ученым известно совсем мало.

Вашингтонским генетикам пришлось проанализировать более 3 млрд образованных генами химических соединений, которые и составляют геном человека. Лишь после этого они смогли идентифицировать, какие отклонения приводят к раку. Изменения были найдены в генах, которые отвечают за сдерживание роста опухолей, а также в генах связанных с распространением рака. Кроме того, ученые выявили генетические отклонения, препятствующие доставке лекарств к больным клеткам.

На следующем этапе исследования специалисты продолжили искать другие варианты мутаций генов и изучили образцы опухолевых тканей еще 187 пациентов. Но в них была найдена только часть обнаруженных ранее отклонений. По словам ученых, даже один тип раковых заболеваний имеет огромное количество генетических вариаций, а изменения на генном уровне происходят не одновременно, а последовательно.

Кстати, в январе сотрудникам Оксфордского университета (University of Oxford) удалось найти клетку, ответственную за возникновение детской лейкемии. В костном мозге близнецов Оливии (Olivia) и Изабеллы Мерфи (Isabella Murphy) были найдены стволовые клетки, которые могли вызвать развитие лейкемии (pre-leukaemic stem cells), однако болезнь развилась только у одной из сестер. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что для того, чтобы болезнь начала развиваться, в организме должны произойти дополнительные изменения.

Еще один шаг, позволяющий продвинуться в лечении лейкоза сделали ученые из университета Восточной Англии (University of East Anglia), Великобритания. Они обнаружили клетку, выживающую в ходе лечения лейкемии и вызывающую рецидивы. Они также рассчитывают разработать лекарство, направленное на уничтожение именно этого типа клеток.

Лейкемия возникает, когда белые кровяные тельца захватывают костный мозг и организм перестает вырабатывать нормальные клетки крови. Вместе с лимфомой это заболевание охватывает до половины всех случаев рака у детей. В настоящее время врачам удается вылечить лейкемию в 90% случаев, однако часто избавление от этой болезни достается очень большой ценой.

Просмотров: 2077