Гнездо ровесницы динозавров

31 октября 2008 года, 15:30

Впервые за последние двести лет в Новой Зеландии обнаружена кладка яиц редкой древней рептилии гаттерии, ровесницы динозавров. На гнездо с четырьмя белыми яйцами с кожистой оболочкой в пятницу наткнулись сотрудники заповедника Karori Wildlife Sanctuary в Веллингтоне, пишет газета The Telegraph.

По словам ученых, находка была сделана совершенно случайно и стала подтверждением того, что гаттерии размножаются. Специалисты допускают, что в заповеднике могут находиться и другие кладки яиц гаттерии, о которых они пока ничего не знают.

В 2005 году в заповеднике Karori проживала популяция из 70 особей гаттерии. А в 2007 году туда были привезены еще 130 туатар. По подсчетам биологов, малыши могут вылупиться из найденных сегодня яиц в любой момент до марта 2009 года.

Гаттерия или туатара (Sphenodon punctatum) - это единственный ныне живущий представитель подкласса клювоголовых пресмыкающихся. Внешне животное похоже на ящерицу, по спине у него проходит невысокий гребень из увеличенных чешуй. В настоящее время гаттерии обитают только на 32 мелких островках около новозеландского острова Северного, хотя до конца прошлого века жили по всей Новой Зеландии.

В строении гаттерии сохранилось много примитивных для пресмыкающихся признаков. Замечательная особенность - это третий, или теменной, глаз на макушке, который состоит из прозрачной покровной чешуи, хрусталика, пигментированной сетчатки и хорошо развитого нерва, идущего к головному мозгу через верхнее отверстие в черепе.

Питается гаттерия насекомыми. Откладываемые ящерицей яйца инкубируются не менее года. Пережив почти без изменений многие миллионы лет, эти животные были поставлены на грань вымирания европейскими колонистами. Сегодня гаттерии находятся под охраной новозеландского правительства.