Опаловая планета

29 октября 2008 года, 14:49

Орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), запущенный NASA в 2006 году, обнаружил на поверхности Марса присутствие гидратированного кремнезема, или опала, сообщает BBC. Эта находка подтверждает наличие жидкой воды на планете в относительно недавнем прошлом – «всего» около 1 млрд лет назад. Об открытии заявлено в ноябрьском анонсе журнала Geology.

Как известно, опал относится к классу аморфных (некристаллических) пород. Он представляет твердый гидрогель кремнекислоты (SiO2+aq), содержащий разнообразные сорбированные примеси и механические включения. Вода в основном заключена в микропорах этого минерала и лишь незначительная часть воды входит в его структуру. При температуре выше 250'С опал может быть полностью освобожден от воды.

Американские ученые обнаружили залегание минерала на обширной площади Марса, в том числе в кратере Гусева на северной оконечности долины Маадим. «Мы видели многочисленные выходы опала на поверхность, особенно в Долине Маринера, где опаловые жилы расположены внутри каньонов и возле гребней», – говорит Ральф Милликен (RalphMilliken) из калифорнийской лаборатории NASA (Jet Propulsion Laboratory, JPL).

Наличие водосодержащего минерала также повышает вероятность обнаружения жизни – вернее, ее следов – на красной планете. «Чем дольше там существовала жидкая вода, тем дольше могла существовать и жизнь»,  – считает Ральф Милликен.

Напомним, что в 2013 году Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA) отправит  на Марс экспедицию ExoMars, в ходе которой  робот-вездеход буде искать на поверхности планеты признаки прошлой или нынешней жизни. Всего будет обследовано пять районов: долина Mawrth Vallis, разлом Nili Fossae, равнина Meridiani Planum, кратер Голдена, представляющий собой дно высохшего озера с  отложениями осадочных пород, а также ударный кратер Гейла.

Ранее марсоход «Феникс» (Phoenix), опустившийся на планету в мае этого года, обнаружил на поверхности Марса карбонат кальция и слоистые силикаты, которые также, как опал, формируются при участии воды. Однако миссия этого аппарата подходит к концу в виду приближающейся марсианской зимы. В ближайшее время его тепловые элементы, работающие от солнечных батарей, будут отключены, сообщает Reuters.