Как хищники стали вегетарианцами

Лора Порро (Laura Porro), палеонтолог из Чикагского университета (University of Chicago), США, нашла недостающее звено вэволюции травоядных динозавров, сообщает Reuters со ссылкой на публикацию в журнале «Палеонтология позвоночных» (Journal of Vertebrate Paleontology).

Череп молодого гетеродонтозавра, хранившийся в музее Изико (Iziko South African Museum) в Кейптауне, ЮАР, был найден в 60-х годах прошлого века, но до сих пор не привлекал внимания ученых.  Лора Порро наткнулась на неизученный образец, собирая материал по особенностям питания птицетазовых (Ornithischia) – отряда травоядных динозавров.

Гетеродонтозавры (буквально – «разнозубые») населяли Землю в поздний триасовый и ранний юрский периоды 213-190 млн лет назад. Среди прочих птицетазовых они выделяются строением зубов: у гетеродонтозавров имелись как зубы с плоской поверхностью, предназначенные для пережевывания растительной пищи, так и острые клыки, свойственные плотоядным животным.

До находки Лоры Порро считалось, что клыками обладали только взрослые самцы – наподобие того, как рога украшают головы исключительно оленей-самцов. Однако наличие разных типов зубов у молодого динозавра, не достигшего половой зрелости, опровергает эту гипотезу. Доктор Порро предполагает, что гетеродонтозавры являются промежуточным звеном в эволюции травоядных животных – как известно, первые динозавры были хищниками.

Взрослые гетеродонтозавры достигали в длину 1 м ивесили около 2,5 кг. Детеныш из Южной Африки успел вырасти всего до  45 см и набрать вес в 200 г. «Этот образец, кроме всего прочего, дает нам возможность сравнить, как выглядели гетеродонтозавры в разные периоды своей жизни», – говорит доктор Порро. – «Мы видим, что детеныш динозавра обладал более коротким носом и большими глазами – в точности, как современные котята или щенки».

Несколько месяцев назад Мэтт Фридман (Matt Friedman), коллега Лоры Порро из того же университета, обнаружил недостающее звено в эволюции плоских рыб, изучая окаменелости эоценского периода. Его открытие помогло объяснить, каким образом рыбы с глазами по обеим сторонам тела развили ассиметричную, но исключительно полезную для донных рыб черту – расположение глаз на одной стороне головы.