Китайский динозавр

23 октября 2008 года, 14:36

Китайские археологи подруководством профессора Фучена Чзана (Fucheng Zhang) из пекинского института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии (Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology, IVPP) обнаружили останки оперенного динозавра. Находка была сделана во Внутренней Монголии на севере Китая, сообщает Reuters по материалам журнала Nature.

Крошечный динозавр, названный эпидексиптериксом, отлично сохранился: палеонтологи получили в свое распоряжение практически полный скелет этого ящера. По своим размерам он не превосходил голубя, его вес составлял всего лишь 164 г. У динозавра было четыре конечности и тело, покрытое перьями, сильно отличающимися от оперения современных птиц. При всем этом, динозавр не умел летать, так как у него отсутствовали контурные перья, необходимые для движения по воздуху. Из короткого хвоста эпидексиптерикса росли четыре длинных и тонких пера.

Строение зубов динозавра говорит о том, что, вероятнее всего, он был плотоядным, однако ученые не могут сказать, питался ли он насекомыми, амфибиями или другими мелкими животными.

Профессор Чзан предполагает, что динозавр жил в средний и поздний юрский период 176-146 млн лет назад, будучи, таким образом, старше археоптерикса, населявшего Землю 155-150 млн лет назад. Эпидексиптерикс не являлся родственником другого оперенного хищного динозавра, микрораптора, умевшего летать. Однако оба этих вида помогают восстановить эволюцию пернатых, являющуюся до сих пор предметом научного спора. Согласно одной из гипотез, предками современных птиц являются целурозавры – мелкие рептилии, чье строение весьма напоминает птичье. Эта мысль была высказана еще в 1861 году, после того как были обнаружены останки археоптерикса. Спустя несколько лет английский естествоиспытатель Томас Хаксли (Thomas Huxley) выдвинул гипотезу, согласно которой археоптерикс был промежуточным звеном эволюции между динозаврами и птицами.

В этой связи карликовые динозавры представляют для ученых особый интерес. Недавно канадские палеонтологи  описали ящера из семейства Alvarezsauridae, внешне очень похожего на птицу. У него были длинные тонкие ноги, верхние конечности с когтями и узкие челюсти, напоминающие клюв. Его рост не превышал 60 см. Динозавр обитал около 70 млн лет назад в обеих Америках и в центральной Азии.