Тайны Антарктиды

15 октября 2008 года, 15:20

Интернациональная команда специалистов отправится исследовать горы Гамбурцева в Антарктиде. Возможно, эта инициатива станет последней великой экспедицией на Земле, сообщает BBC News. Горы Гамбурцева по масштабам сопоставимы с европейскими Альпами, однако до сих пор их не видел ни один человек - гряда скрыта под четырехкилометровым слоем льда.

В группу исследователей войдут ученые, инженеры, пилоты и вспомогательный персонал из Великобритании, США, Германии, Австралии, Китая и Японии. Проект называется AGAP (Antarctica's Gamburtsev Province). В рамках проекта в Антарктиде будут разбиты два лагеря, откуда будет вестись изучение скрытых ледниками гор Гамбурцева. Исследователи будут использовать два специальных самолета, оборудованные средствами для сканирования льдов и измерения гравитационных и магнитных полей.

Горы Гамбурцева расположены в центральной восточной части Антарктиды. Протяженность горной гряды составляет 1200-1300 км. Наибольшие известные высоты - 2990 м и 3390 м, которые покрыты льдом толщиной не менее 600 м. Горы были открыты советской антарктической экспедицией в 1958 году и названы именем ученого-сейсмолога Григория Александровича Гамбурцева.

В ходе экспедиции AGAP ученые попытаются выяснить происхождение массива и понять, каким образом гряде удалось сохраниться. Кроме того, исследователи намереваются получить данные о климатических процессах в районе южного и северного полюсов и взять образцы воздуха с разных глубин ледника над горами.

Антарктида хранит множество тайн. Летом этого года американские ученые впервые обнаружили там норы тетрапод, наземных позвоночных с четырьмя конечностями или четырьмя ногообразными отростками. Норы были найдены на леднике Вал (Wahl Glacier), а также у славящихся метеоритами холмов Аллана (Allan Hills). Обитатели этих жилищ населяли континент в раннем триасовом периоде, около 245 млн лет назад.

В прошлом году специалисты из США и Аргентины описали новый род динозавров, который обитал в Антарктиде в раннем юрском периоде около 190 млн лет назад.