Человек не исчезнет

07 октября 2008 года, 10:45

По данным Международного союза охраны природы (International Union for Conservation of Nature, IUCN, МСОП), от одной пятой до трети всех млекопитающих планеты находятся под угрозой вымирания, сообщает ScienceNews. Новые сведения о численности редких и исчезающих видов были представлены на всемирном природоохранном конгрессе в Барселоне, Испания, доклад будет опубликован в журнале Science.

Зоолог Дон Уилсон (Don Wilson), специалист по млекопитающим из Смитсоновского института (Smithsonian Institution) в городе Вашингтон, США, назвал это исследование «самым обширным на сегодняшний день». Последний раз «перепись» животного мира проводилась в 1996 году. С того времени список исчезающих видов вырос до 1 139 названий.

Так, например, сокращение заболоченных территорий в Азии привело к уменьшению популяции виверровой кошки (Felis viverrina) – этот вид переместился из категории охраняемых в категорию исчезающих.  Сумчатый хищник под устрашающим названием «тасманийский дьявол» (Sarcophilus laniarius) до недавнего времени считался относительно благополучным видом, но за последние десять лет популяция этих животных уменьшилась на 60% из-за эпидемии раковых опухолей.

Самая распространенная причина оскудения животного мира – сокращение естественной среды обитания. От нее страдает около 40% видов млекопитающих. На втором месте находится браконьерство – оно ставит под угрозу 17% видов. Морские млекопитающие гибнут чаще всего по ошибке, попадаясь в рыболовные снасти, предназначенные для промысловых видов.

На этом фоне отдельные достижения зоологов кажутся чудом - как сообщал Вокруг света, сотрудники кенийской природоохранной службы (Kenya Wildlife Service) в сотрудничестве с Зоологическим обществом Лондона (Zoological Society of London, ZSL) смогли восстановить популяцию редких черных носорогов в Кении. Родившиеся в неволе животные, которых на территории страны осталось всего около 500 особей, были на днях выпущены за пределы заповедника.

Интересно отметить, что вид Homo sapiens не был включен в исследование, но МСОП, тем не менее, помещает его в классификацию. «Человек разумный» в иерархии млекопитающих занимает самую благоприятную позицию –  исчезновению этого вида «ничто не угрожает». Однако, несмотря на то, что за 20 лет население планеты выросло на 34% и достигло 6,7 млрд. человек, 75 тыс. человек ежегодно гибнут в результате стихийных бедствий, а 3 млн. человек умирают от заболеваний, связанных с отсутствием воды.