Чудо в перьях

30 сентября 2008 года, 14:30

Палеонтологи под руководством  Пола Серено (Paul Sereno) из Чикагского университета (University of Chicago), США, обнаружили в аргентинской провинции Мендоса останки динозавра, которые, возможно, прольют свет на происхождение птиц. У десятиметрового хищника, жившего 85 млн лет назад, помимо легких, наличествовали еще специальные воздушные мешки – почти такие же, как у современных пернатых. Об открытии сообщает Reuters со ссылкой на публикацию в журнале PLoS ONE.

Плотоядный динозавр из отряда теропод перемещался на двух конечностях, весил столько же, сколько слон, и, вероятно, был покрыт перьями. Он получил название Aerosteon riocoloradensis, которое указывает на место находки близ реки Рио Колорадо и одновременно на необычное строение костей: они имеют губчатую структуру, наполнявшуюся воздухом. При своих размерах Aerosteon, тем не менее, мельче других хищников – тираннозавра (Tyrannosaurus rex) и спинозавра (Spinosaurus), найденных в Северной Америке и Африке соответственно.

Ученые предполагают, что воздушные мешки выполняли сразу несколько функций: во-первых, они помогали животному сохранять равновесие в погоне за добычей; во-вторых, они служили средством терморегуляции. Если принять гипотезу о том, что некоторые виды динозавров были теплокровными, то оперение создавало хищнику проблемы с отдачей избыточного тепла.

Большинство палеонтологов слоняются к мысли, что птицы произошли от мелких плотоядных рептилий – таких, как описанный недавно динозавр-крошка из семейства Alvarezsauridae. Он обитал около 70 млн лет назад в обеих Америках и в центральной Азии. Внешне он похож на птицу – его рост всего 60 см, у него длинные тонкие ноги, верхние конечности с когтями и узкие челюсти, напоминающие клюв.

Напомним, что дискуссия об эволюции птиц ведется на протяжении целого столетия. В 1861 году в пласте сланца были обнаружены останки археоптерикса – палеонтологи увидели почти целый скелет с отпечатками перьевого покрова. Спустя несколько лет английский естествоиспытатель Томас Хаксли (Thomas Huxley) выдвинул гипотезу, согласно которой археоптерикс был промежуточным звеном эволюции между динозаврами и птицами.