Вера против боли

Группа ученых из Оксфордского университета (Oxford University)  установила, что верующие люди могут переносить страдания с большей стойкостью, пишет газета The Telegraph. Согласно результатам научного эксперимента, вера в Бога действительно может облегчать боль.Это подтверждает теорию, согласно которой христианские мученики могли ослаблять страдания от пыток или медленной смерти.

В ходе эксперимента ученые помещали 12 католиков и 12 атеистов в магнито-резонансный сканер и, пока те рассматривали картину Сассоферрато (Sassoferrato) с изображением Девы Марии и полотно Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) "Дама с горностаем", воздействовали на подопытных электрошоком. Исследователи надеялись, что  созерцание лика Девы Марии простимулирует религиозные чувства у верующих. Картина да Винчи была выбрана потому, что  схожа с работой Сассоферрато и как бы успокаивает зрителя.

Как заявили после опыта католики, лик Девы Марии вызывал у них чувство безопасности, заботы и умиротворения. Кроме того, после рассматривания религиозной картины верующие чувствовали боль на 12% меньше, чем после созерцания "Дамы с горностаем". А сканирование передней правой области их мозга показало, что  у верующих были активны нервные механизмы модуляции боли. У атеистов такой мозговой активности не наблюдалось, их болевые ощущения были одинаковыми после просмотра каждой из картин.

Как заключили экспериментаторы, верующие люди могут активизировать часть мозга, связанную с переживанием болевых ощущений, думая о боли в позитивном ключе. А один из членов команды ученых, психолог Мигель Фариас (Miguel Farias) уверен, что похожего эффекта уменьшения боли можно добиться у атеистов, если дать им возможность смотреть на изображение человека, к которому они испытывают позитивные чувства.

Кстати, в прошлом году ученые из Цюрихского Университета (University of Zurich) выяснили,что болевые ощущения обусловлены не только физиологическими, но и в значительной мере психологическими факторами. По словам специалистов, храбрость помогает человеку чувствовать боль в меньшей степени. Человек, который чувствует себя героем, страдает от болевых ощущений меньше, чем тот, кто чувствует себя трусом. Осознание того, что эти страдания необходимы и имеют какой-то смысл, также уменьшает боль.