Пуп Вселенной

29 сентября 2008 года, 11:34

Как сообщает R&D. CNews, ученые из Оксфордского университета (University of Oxford), Великобритания, под руководством Тимоти Клифтона (Timothy Clifton) предлагают отказаться от так называемого «принципа Коперника», согласно которому Вселенная однородна, и Земля вместе с Солнечной системой не занимает в ней какого-либо особого места. Вместо этого британские физики рассматривают возможность возврата к традиционным геоцентрическим воззрениям, лежащим в основе системы мира по Птолемею. Тезисы работы были направлены в журнал Physical Review Letters.

Как известно, принцип Коперника лежит в основе большинства научных теорий. Однако он не способен объяснить наблюдаемую Вселенную без привлечения дополнительных гипотетических сущностей – например, так называемой «темной энергии».

В отличие от более поздней теории Николая Коперника, картина мира, построенная Птолемеем, предполагает, что мы находимся в неком «выделенном» месте Вселенной. В переводе на язык науки, это значит, что в Солнечной системе плотность вещества аномально низка и нехарактерна для Вселенной в целом.

Если птолемеевская позиция снова завоюет популярность в научных кругах, она неизбежно приведет к изменению фундаментальных принципов современной картины мира, считают физики из Оксфорда.

Термин «темная энергия» появился в конце прошлого века для обозначения физической среды, заполняющей всю Вселенную. Обозначение «темная» указывает на то, что эта форма материи не испускает и не поглощает никакого электромагнитного излучения, в частности света. С обычным веществом она взаимодействует только через гравитацию. Плотность темной энергии, в отличие от обычного и темного вещества, одинакова во всех точках пространства.

Хотя «темное вещество» и «темная энергия» представляют собой две различных физических реальности, общим для них является самый факт ненаблюдаемости.  Их исследование возможно только опосредованно, по влиянию на другие космические объекты.