Жизнь в кратере

24 сентября 2008 года, 15:06

Группа из 150 геологов, астрономов и биологов назвала три района Марса, оптимальных для поиска жизни, передает NewScientist. Ими оказались три кратера – Гейла (Gale Crater), Голдена (Holden Crater) и Эберсуолда (Eberswalde Crater). Предположительно, все три были некогда покрыты водой и образовывали одно гигантское озеро, соединенное с речной системой. Догадка ученых подтверждается следами эрозии на поверхности кратеров, которые могли быть вызваны потоками воды, протекавшими здесь в древности.

Первоначально ученые ориентировались на поиск бактерий, живущих или живших глубоко под поверхностью планеты и укрытых от радиоактивного излучения. Однако постепенно исследователи пришли к выводу, что жизнь нужно искать на поверхности, на месте древних глубоких водоемов. Выбранные ими кратеры образованы осадочными породами, которые способны законсервировать микроорганизмы, а кратер Гейла, кроме того, содержит серные отложения, служащие пищей для ряда земных бактерий.

Конечно, сущестовование жизни на Красной планете – пока только гипотеза. «У нас мало шансов обнаружить марсианские микроорганизмы, это было бы сложно сделать и на Земле в аналогичных условиях», – говорит один из экспертов, Джон Гротцингер (John Grotzinger) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), США.

Исследования Марса запланированы на октябрь 2010 года, когда NASA спустит на поверхность планеты шестиколесный самоходный аппарат в рамках миссии «Марсианская лаборатория» (Mars Science Laboratory, MSL mission).

Как сообщал «Вокруг света», аналогичную экспедицию под названием ExoMars планирует провести Европейское космическое агентство (European Space Agency, Esa) в 2013 году. В список будущих исследований включены пять районов: вышеназванные кратеры Голдена и Гейла, а также долина Mawrth Vallis, разлом Nili Fossae и равнина Meridiani Planum.

Роскосмос  также планирует запустить возвращаемый аппарат в 2009 году, но не к самому Марсу, а к его спутнику Фобосу.