Динозавр размером с курицу

24 сентября 2008 года, 14:11

Палеонтолог Ник Лонгрич (Nick Longrich) из университета Калгари (University of Calgary), Канада,  обнаружил самого маленького динозавра, когда-либо жившего на территории Северной Америки, сообщает Reuters. И хотя окаменелые останки  Albertonykusborealis были найдены еще 2002 году в канадском штате Альберта, реконструировать ископаемую рептилию удалось только сейчас. Исследование опубликовано в журнале Cretaceous Research, посвященного геологии и палеонтологии мелового периода.

Динозавр-крошка, принадлежащий к семейству Alvarezsauridae, жил 70 млн лет назад. Родственные ему виды были обнаружены только в Южной Америке и  Монголии. Ученые предполагают, что это семейство по каким-то причинам мигрировало из южных широт в северные. Внешний вид найденного динозавра напоминает птицу – его рост всего 60 см, у него длинные тонкие ноги, верхние конечности с когтями и узкие челюсти, напоминающие клюв.

«Большинство известных нам динозавров, такие как плотоядные тираннозавры или травоядные трицератопсы, отличались огромными размерами. По сравнению с ними Albertonykusborealis выглядит крохой. Вероятно, он питался насекомыми», – говорит Ник Лонгрич. «Передние конечности рептилии более короткие в пропорциональном отношении, чем у тираннозавра, но при этом довольно сильные. Вряд ли он рыл ими норы, а вот отрывать куски коры, чтобы найти жуков и термитов, вполне мог», – добавляет ученый.

Карликовые динозавры представляют для палеонтологов особый интерес. Изучая этих древних рептилий, ученые надеются раскрыть загадку происхождения птиц, дискуссия об эволюции которых ведется на протяжении целого столетия. Согласно одной из гипотез, предками современных птиц являются целурозавры – мелкие рептилии, чье строение весьма напоминает птичье. Эта мысль была высказана еще в XIX веке, после того как в 1861 году были обнаружены останки археоптерикса. В пласте сланца находился почти целый скелет с отпечатками перьевого покрова. Спустя несколько лет английский естествоиспытатель Томас Хаксли (Thomas Huxley) выдвинул гипотезу, согласно которой археоптерикс был промежуточным звеном эволюции между динозаврами и птицами.