Коллайдер отдыхает и лечится

22 сентября 2008 года, 10:50

Большой адронный коллайдер (Large Hadronic Collider, LHC, БАК), самый мощный ускоритель элементарных частиц, остановлен как минимум на два месяца, передает  Reuters из Европейского ядерного центра (European Organization for Nuclear Research, CERN, ЦЕРН). Причиной остановки стала техническая неисправность: во время одного из тестов ученые зафиксировали утечку жидкого гелия, использующегося для охлаждения сверхпроводящих магнитов, которые разгоняют пучки частиц. Предположительно, причиной аварии стал перегрев электрического соединения между двумя магнитами.

Для того чтобы исправить поломку, коллайдер необходимо нагреть, ведь его рабочая температура (– 271,3’C) близка к абсолютному нулю. Джеймс Джиллис (James Gillies), представитель CERN, не считает это происшествие из ряда вон выходящим: «Коллайдер – очень сложная установка, и мы с самого начала знали о возможности небольших поломок и неисправностей», – говорит он.

Между тем, ученые из новосибирского Института ядерной физики (ИЯФ СО РАН), принимавшие участие в строительстве и запуске коллайдера, уже начали разработку новой модели. По словам Александра Бондаря,  члена ученого совета CERN, через 15-20 лет БАК исчерпает свой потенциал – как раз столько времени потребуется для создания ускорителя элементарных частиц следующего поколения, линейного коллайдера. В самом институте работают два относительно небольших ускорителя.

Напомним, что большой адронный коллайдер был запущен 10 сентября этого года, его  строительство заняло 14 лет. Предполагалось, что официальное открытие установки состоится 21 октября, через полтора месяца после запуска.